Антропоцентризм как философский принцип

Антропоцентризм как философский принцип

Сущность философского антропоцентризма состоит в целостном осмыслении космичности человека и определении смысла его жизнедеятельности в природе и обществе. Это принцип европейской рациональности, постигающей связи и отношения наблюдателя (ученого) и наблюдаемой Вселенной. Философский антропоцентризм изучает и оценивает человека, картину его бытия «глазами космического разума» мыслителей мира. В нем человек рассматривается как некая центральная часть миропорядка, в котором все сущее имеет определенное значение. [5; с. 295]

Человек, по Канту, — «главный предмет в мире». При этом он играет исключительную роль, являясь демирургом (греч. demiurgos — творец, создатель) культуры, среды своего обитания, да и самого себя в ней. С точки зрения древнегреческой классической философии и современного русского космизма, человек несоизмеримо выше бытия Вселенной, ибо только он один способен вносить своим разумом «порядок» в Мироздание.

Все кантовское учение о человеке основывается, в сущности, на философском поиске роли и места его в мировом пространстве. Вселенная, по Канту, на самом деле оказывается таковой, каковой ее создает творческая мысль (человеческий разум). Говоря о необходимости самосовершенствования человека и его разума, И. Кант советует: «Развивай свои душевные и телесные силы так, чтобы они были пригодны для всяких целей, которые могут появиться, не зная при этом, какие из них станут твоими». Вне сомнения, человек живет в мире микро- и макровещей, микро- и макропроцессов, где все имеет свое предназначение, свое начало и свой конец в пространстве и во времени. Все это и формирует антропоцентрическое самосознание индивида, определяет направление и границы его мышления. Тысячелетиями отрабатывается и соответствующая система религиозных, научных, философских представлений и понятий о мире.

Роль разума (познающего и творящего субъекта) в представлениях классических философов столь высока, что объективная реальность и результат ее субъективного конструирования человеком в основном совпадают. И. Кант писал, что «самый главный предмет в мире, к которому эти познания могут быть применены, — это человек, ибо он для себя последняя цель». Тем самым философ обозначил границы широчайшего поля для формирования нового самостоятельного мировоззренческого раздела в философии — антропологии. Термин «философская антропология» впервые применил тоже И. Кант. Л. Фейербах назвал ее универсальной наукой о человеке.[5; с. 296]

Современная философская антропология стремится выявлять общие принципы и основания человеческого бытия, а также природу уникальной человеческой личности, ее духовный и физический потенциал, творческие возможности и смысл жизнедеятельности. Ее основные мировоззренческие и методологические установки отражены в работах М. Шелера, X. Плеснера, А. Гелена, которые на базе анализа многообразных способностей человека определили методы постановки и решения касающихся его философских и научных проблем. В связи с этим подчеркнем, что для раскрытия тайны человека требуются исключительно нетривиальные средства.

Как самостоятельное направление философская антропология утвердилась только в конце XIX века, поставив перед собой задачу обобщать (интегрировать) все известные знания о человеке, накопленные в разное время разными науками. В XX столетии философская антропология приобрела еще два значения. Во-первых, она стала ориентировать на познание человеческой сущности через рассуждения о бытии вообще, о динамике жизни, о тайнах культуры. Во-вторых, она приобрела статус не только области философского знания, но и особого метода мышления. Ныне перед философами, учеными, медиками ставится задача на основе новейших фактов жизни и научных данных биологии, физиологии, психологии, социологии, других наук, изучающих человека, воссоздать его целостный образ. Философская антропология осмысливает все знания, касающиеся душевной и духовной жизни человеческого индивида: его чувств, эмоций, влечений, воли, разума и т.д. Она всесторонне изучает широкий круг проблем межличностных связей и отношений.[5; с. 297]

Современные антропологи рассматривают человека как всегда открытую систему, которая никогда не может быть завершенной. Науке известно, что абсолютно все на этом свете рождается в законченном виде. И растения, и животные с рождения и до смерти остаются по сути своей неизменными. Они, конечно, меняются, но только количественно, а не качественно. Лишь человек появляется на свет и живет как бы незавершенным, но имеет генетически заложенную в нем способность становиться человеком в полном смысле слова. Именно поэтому он всю свою жизнь находится в постоянном поиске самого себя, смысла собственного существования.

В каждом ребенке потенциально заложено «множество личностей» (Л. Выготский). И одной из них он обязательно станет при условии нормальной социализации. Однако человеку необходимо не только жить в здоровой социальной среде, но и иметь личное стремление к саморазвитию. А это значит, что человеческий индивид, в отличие от всех других живых организмов, с самого начала своей жизни есть уникальное саморождающееся существо. В процессе взросления он постепенно включается в систему исторически сложившихся природно-социальных связей и отношений. Безусловно, становление человека продиктовано природой и предопределено постоянным расширением и обогащением его внутреннего (духовного) мира. Но если что-то помешает индивиду с самого начала подключиться к обществу людей, их культуре, он навсегда останется по сути своей животным.[5; с. 298]

Главное в человеке то, что он является социальным, культурным существом, осознанно живущим в мире природы и общества. Поэтому в основе философской антропологии лежит осмысление всех свойств и качеств личности, непосредственно связанных с развитием ее культуры. Если экзистенциалисты утверждают, что «существование предшествует сущности человека» (Ж.-П. Сартр), то марксисты уверены в обратном, считая человеческую сущность родовым признаком. Они убеждены в том, что «сущность человека в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс). Если естественнонаучная (в том числе медицинская) антропология, изучающая анатомию, биологию, физиологию человека, указывает на некую нишу его в царстве живых существ и оценивает способность его организма адаптироваться к постоянным изменениям в природе, то философская антропология стремится целостно постигать человеческую суть во всей ее полноте. Она определяет место, роль и заинтересованное отношение человека к окружающему миру. И если отвлечься от его жесткой зависимости от общезначимого естественного порядка вещей, то выявится субстанциальная (сущностная) структура человека как личности, которая самостоятельно приобретает свой особый статус, образ мысли и стиль жизни, предохраняющие ее от растворения в природной и социальной «бренности».

В XX веке была разработана некая парадигма о биосоциальной сущности человека, которая характеризует его одновременно как животное и как социальное существо. Но подобное совмещение несовместимого не решило проблему целостного понимания человека. Философский антропоцентризм с самого начала стремился возвысить человеческую личность до осознания ею своей исключительности в мире бытия. Еще со времен древних греков философией за человеческим образом закрепились три возвышающих его духовных начала: высшее благо, красота и истина как элементы самосознания. «Антропология или, точнее, антропологическое сознание, — уверял великий русский философ Н.А. Бердяев, — предшествует не только онтологии и космологии, но и гносеологии, и самой философии познания, предшествует всякой философии, всякому познанию. Антропологический путь — это единственный путь познания Вселенной, и путь этот предполагает исключительное человеческое самосознание». Кстати, практически все философы понимали самосознание как чисто человеческое начало в личности и социальной группе.[5; с. 299]

Читайте также:  Глубина установки пластиковых окон

Уже древние мыслители (Платон, Аристотель, Эпикур и многие другие) говорили о социальной бытийности человеческого начала. Они стремились на этом основании выявить, к примеру, истоки многогранной личности человека. Сформулировав задачу развития целостности личности, античные философы увидели ее начала в гармонии телесного и духовного, неразрывности природного и социального, взаимосвязи индивидуального и общественного и т.д. Философы последующих эпох продолжали отстаивать идею греков о постоянной эволюции социально-культурных признаков в человеческой личности. Так, в далеком IV веке африканский философ Арнобий в своей работе «Против язычников» утверждал, что человек, выросший в социальной изоляции, «даже если он потомок Платона или Пифагора», будет «более глупым, чем животное. У него обнаружится не больше чувств, чем у дерева или камня. Он не будет даже различать ни суши, ни моря, ни звезд, ни метеоров, ни растений, ни животных. Если же он будет вынужден под впечатлением поразивших его новых предметов начать говорить, то из его раскрытого рта выйдут одни только нечленораздельные звуки».

Представители медицины выработали свой взгляд на место человека в космической картине мира, осуществив синтетический анализ воздействия различных природных условий и со-циально-культурных факторов (таких, как механические, физические, химические, технические, биологические, социальные, духовные) на организм человека с учетом их переносимости или непереносимости, то есть уровня адаптационной способности, а также признаков нормы и патологии. Медицина, по сути дела, разработала принципиально иной аспект обоснования единства социального, природного и духовного начал в становлении человеческой личности. Она играет сегодня исключительную роль в исследовании механизмов различных биофизиологических состояний человека, а также взаимодействия природных, социальных и духовных факторов с организменной и личностной подструктурами.[5; с. 300]

Если сформулировать основной вопрос антропологии, то он будет звучать следующим образом: «Что есть человек?». Однако вслед за ним возникает не менее сложный и важный вопрос о том, что есть личность.

Проблема человека-личности является одной из самых важных для всей философии, а не только для медицинской или философской антропологии. Дело в том, что человеческая личность — это и живое существо, и созидатель культуры, и общественный деятель, то есть явление многогранное и очень сложное. Личность в большей или меньшей степени аккумулирует весь спектр общественных отношений и тем самым реализует свою чисто человеческую сущность. Это не только продукт природы и общества, но и единственный творец культуры и себя в ней. Таким образом, можно говорить о социально-деятель-ной сущности человека как личности. Важно подчеркнуть, что последняя представляет собой триединство природно-биологического, социально-физиологического и культурно-психического. Это, образно говоря, некий космический продукт, уникальный биопсихосоциальный феномен. Если отсутствует хотя бы один из названных признаков, существование человеческой личности попросту невозможно.

Человек как феноменальное порождение Космоса обладает уникальными природными данными. Его организм (уже в зародыше) содержит в себе изначально заданную информационную программу творческого созидания собственной судьбы. Для этого у него есть все необходимое: особое телесное строение и психика, восходящая к сознанию, которую необходимо всячески развивать, чтобы стать человеком в полном смысле слова, то есть личностью.

В книге «Монизм Вселенной» К.Э. Циолковский убеждал, что рано или поздно должно наступить время, когда «будет полный простор для развития как общественных, так и индивидуальных свойств человека, не вредящих людям. будет господствующим наиболее совершенный тип организма, живущего в эфире и питающегося непосредственно солнечной энергией. ». [5; с. 300]

Источник

Что такое Антропоцентризм

Антропоцентризм — философская система, в которой человек считается центром Вселенной.

Антропоцентризм рассматривает человека как что-то отдельное и превосходящее природу.

Для антропоцентризма человеческая жизнь имеет существенную ценность, в то время как другие сущности (животные, растения и т. д.) являются ресурсами, которые могут быть по праву использованы на благо человечества.

Слово антропоцентризм происходит от греческих слов «anthropos» (ανθρωπος) — человек + «kentro» (κέντρο) — центр.

Антропоцентризм в философии

Антропоцентризм относится к «антропоцентрической» или ориентированной на человека точке зрения. В философии антропоцентризм может относиться к убеждению, что люди являются единственными или основными носителями моральных качеств.

Антропоцентрические системы ценностей, таким образом, видят природу с точки зрения её ценности для человека. Такое суждение наиболее чётко прослеживается в пропаганде устойчивого использования природных ресурсов.

Даже аргументы, которые выступают за сохранение природы на том основании, что чистая природа укрепляет человеческий дух, также должны рассматриваться как антропоцентрические.

Философия эпохи возрождения

Философия в эпоху возрождения — это целая коллекция разновидных философских школ. Они не представляют собой одно целое, однако имеют некоторые схожие идеи.

Пантеизм

Это философско-религиозное учение о Вселенной и Боге, которое связывает их в единое целое.

Для пантеизма природа является воплощением Божества. В этом учении Бог растворяется в природе, а не находится где-то за её пределами.

Бог не считается самостоятельной личностью, существующей независимо от мира. Бог имманентен космосу (лат. immanens — присущий, свойственный), т. е. внутренне присущ космосу.

В пантеистическом учении человек считается частицей Божества, он всего на мгновение осознаёт себя, а после навечно пропадает в бесконечности духа.

Ренессансный антропоцентризм

Этот антропоцентризм противопоставлялся средневековому. Антропоцентризм сосредотачивался на убеждениях гуманистов, обозначал смену убеждений обожения (объединения человека с Богом).

Имеется в виду моральное совершенствование человека, его объединение с Богом (также в его творческой деятельности) и само представление обожествления человека.

Теперь человек находится в центре внимания, а не Бог. Судьба, свобода и место человека во Вселенной заботят мыслителей и творцов искусства того времени.

Ренессансный гуманизм

Творцы Возрождения перемещали человека в центр мира. Гуманизм — это исследование человека прежде всего таким, какой он есть, со всеми его нуждами (земными и неземными). Таким образом термин «гуманизм» стал синонимом «антропоцентризма».

Гуманизм заявлял о принципиальном равенстве между людьми, независимо от сословия, в котором человек родился. Гуманизм выражался в морально-этических рассуждениях, идеях и учениях.

Гуманизму противостояла схоластическая философия — религиозная философия, которая преподавалась главным образом в школах при монастырях.

Три периода философии эпохи Возрождения:

  • гуманистический (антропоцентрический): противоположное теоцентризму внимание к человеку и его взаимоотношения с окружающим миром (XIV–XV вв. в Италии; XVI–XVII вв. в Центральной и Северной Европе);
  • неоплатонический: период, связанный с постановкой и решением онтологических вопросов, философское наследие Платона (XV–XVI вв.);
  • натурфилософский: период, когда философы начали опираться на достижения естествознания и возрожденческого неоплатонизма. Начинает появляться новое виденье мира свободное от теологии (XVI–XVII вв.).

Три типа антропоцентризма

Антропоцентризм может быть поделён на три типа:

  • созерцательный;
  • описательный;
  • нормативный.

Эти три типа антропоцентризма не являются взаимоисключающими. Ведь отдельный человек может быть одновременно «мужчиной», «молодым» и «темноволосым».

Так и какая-либо теория может быть созерцательно антропоцентрической, описательно антропоцентрической, пассивно-нормативно-антропоцентрической и активно-нормативно-антропоцентрической. Или же одной из многих других комбинаций.

Созерцательный антропоцентризм

Любая идея или теория — это созерцательный антропоцентризм, когда она прямо или косвенно основана на данных, полученных или собранных чувствами человеческого тела. Это первичный тип антропоцентризма.

Описательный антропоцентризм

Описательный антропоцентризм — теория/идея каким-то образом фокусируется на, принимает в качестве своей исходной точки, центрируется вокруг или упорядочена в соответствии с видом Homo sapiens или категорией «человек».

Читайте также:  Пусковая установка град залп

Это (начинается с, вращается вокруг и т. д.) делает её антропоцентричной в «своём» видении мира и в том, что она заявляет об этом мире: она сосредоточена на человеке в своих описаниях.

Источник

Антропоцентризм как мировоззренческий и методологический принцип медицины.

Наиважнейшее звено в цепи развивающейся Вселенной -человек. Великий древний мудрец Сократ в свое время заметил: «Во Вселенной для человека нет более интересного объекта познания, чем сам человек». Антропное (греч. anthropos — человек) явление впервые было распознано и блестяще актуализировано в философии и медицине Древней Греции. Проблема познания человека во всех его ипостасях является самой актуальной как в философии, так и в современных науках: естественных, общественных и гуманитарных. Что же касается медицины (научной и практической), то, по выражению академика Н.Н. Блохина, она стремится ныне стать «первой наукой о человеке».

Антропоцентризм как философское воззрение.

В основе антропоцентризма (греч. anthropos — человек, centrum — центр) лежит философская идея, в рамках которой Вселенная оценивается как «живая» и «мудрая» система, важнейшим компонентом (центром) которой является человек. Эта идея изначально стала служить самобытным метафизическим способом постижения и объяснения «человеческого образа» Мироздания как живого организма. Постепенно антропоцентризм превратился в философское мировоззрение, согласно ко-торому человек с его разумом находится в центре Вселенной как высшая цель ее саморазвития и всех свершающихся в ней событий.

Антропоцентризм, будучи системой миропонимания, «судит» о самом человеке как о наиболее совершенном продукте естественной природы, познание которого ведет к постижению всех тайн Вселенной и к пониманию причин ее бытия. Н.А. Бердяев писал: «Познание человека покоится на предположении, что человек — космичен по своей природе, что он -центр бытия» . Это фактически и есть исходный принцип формирования философского антропоцентристского мировоззрения.

Многие проблемы антропоцентризма были поставлены еще мыслителями древности. В рамках античной философии антропоцентризм рассматривался как учение о человеке — органической части единого Космоса, его самое ценное достояние. Так, Пифагор первым указал на единство бытия человека и Космоса, где торжествуют ритм, гармония и порядок. А софист Протагор провозгласил, что «человек есть мера всех вещей». Правда, это положение немного позже было уточнено Сократом: «Человек мыслящий есть мера всех вещей».Еще более антропоцентристски выражал свое отношение к месту и роли человека в мире Демокрит, назвав его микрокосмом. Врач-мыслитель Гиппократ увидел причину единства мира в структурной соотнесенности окружающей среды, здоровья и характера человека. Знаменитый Аристотель определил человека как самую глубокую сущность всеобщего бытия. Но наиболее основательно проблема антропоцентризма философски была разработана в эпоху Возрождения. Именно тогда произошло сознательное возвращение к античному типу человека — представителю Космоса.

Современный антропоцентризм отражает и выражает включение в научный познавательный процесс (в том числе и в сфере медицины) творческого человеческого потенциала с целью преодоления вечного разрыва между объектом и субъектом познания, сближения внутреннего мира человека с внешним миром — природой. Как только человек оказывается в центре внимания мыслителей (ученых, медиков или философов), его сущность каждый раз открывают заново, пытаясь переосмыслить и переоценить смысл его бытия в мире. При множестве различных подходов к данной проблеме, пожалуй, все сходятся в одном: только разгадав тайну человека, можно раскрыть и тайну бытия мира. «Человек себя знает прежде и больше, чем мир, — утверждал Н.А. Бердяев, — и потому мир познает после и через себя. Философия и есть внутреннее познание мира через человека, в то время как наука есть внешнее познание мира вне человека. В человеке открывается абсолютное, вне человека — лишь относительное» . Таким образом, антропоцентризм как космистское мировоззрение раздвигает границы постижения человека, возводя его на новый качественный уровень вселенского бытия, придавая ему ценность космического разума.

Действительно, человек живет в мире микро- и макропроцессов, где все имеет свое космическое начало и свой конец в пространстве и во времени. Это формирует поле новых чувств и мыслей человека, определяет границы самосознания, которое веками нарабатывает соответствующую систему философских и научных понятий о человеческом разуме. Оторваться от этого мира понятий, мысленно войти в мир космический, безначальный и бесконечный в пространстве и во времени, чрезвычайно трудно. Понятия безначальности и бесконечности не только необычны для человеческого сознания сами по себе, но и логически недоказуемы: их следует лишь принимать на веру и затем класть в основу всех дальнейших логических рассуждений. Система имеющихся научных понятий микро- и макромира оказалась недостаточной для понимания многообразных явлений Вселенной. Антропоцентристское мировоззрение позволяет вырабатывать дополнительные, качественно иные понятия о мире. В этой связи не только расширяются границы мыслительной деятельности человека, но и приобретает новую форму космическое мышление, которое может в системе старых и новых категорий и понятий отразить безначальную и бесконечную Вселенную.

Уже в античности человек осознавал самого себя как часть Космоса, доводя собственное внутреннее чувство до мироощущения Вселенной, а свое самосознание до мироосознания, или умственного переживания мира в его внутреннем состоянии (Пифагор). Философски осознанное единение человека с Космосом и возведение его в труднопостижимый абсолют предполагает умственное созерцание Вселенной и (на этой основе) стремление к достижению порядка в себе и мире, рассмотрение Мироздания таковым, каковым оно должно было быть до того, как было познано. Гордый, самодостаточный античный человек опирался при этом на возможности своего разума и изгонял из мира все непознаваемое и непознанное, чем очеловечивал его, создавая космический интерьер своего бытия, позволяющий ему всегда чувствовать себя хозяином у себя дома.

Современная философия вплотную подошла к выработке принципиально новой парадигмы мировосприятия и мировоззрения человека на основе переоценки им же самим функций человеческого разума, его творческого потенциала, а также некой «человекоразмерности» Вселенной. Философский антропоцентризм позволяет ныне объективировать в понятиях и обобщать в категориях разрозненные знания о Вселенной и все сведения о бытии человека, его разуме. Вот на этой-то философ-ско-методологической базе и стало возможно понять роль человека во Вселенной. При кажущейся противоречивости и пестроте феноменального чувственного мира ноуменально (греч. noumenon — умопостигаемое) постигается постоянно развивающаяся структура объективной Вселенной, а также оцениваются интеллектуальные и нравственные ценности человека и его космическая мыследеятельность. Философский антропоцентризм превращается ныне в некое первоначало планетарного мышления будущего человечества — ноосферность.

В творчестве оригинальных философов — К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского и других — синтезируются мысли, идеи, идеалы, прежде в принципе несоединимые. Именно они возвращают людей к непреходящим ценностям человеческого существования в Космосе. Безусловно, о космическом происхождении человека уже немало сказано и в естественных науках о человеке, и в мировых религиях, и в философии. Накопилось много версий и о выделении людей из животного мира. Однако дарвиновская теория, определяя человека как биологический вид земного происхождения, не претендует на абсолютную истинность. Ч. Дарвин сознавал, что одним естественным отбором происхождение человека от обезьяны научно объяснить нельзя, необходимо привлекать и иные научные теории, философские парадигмы. Так, один из сторонников Дарвина, основоположник теории естественного отбора А. Уоллес был весьма осторожен в утверждении, что человек произошел от обезьяны, ведь сам естественный отбор никак не мог обусловить развитие человеческого мозга, способности к речи и большей части других психических особенностей. А. Уоллес указывал на «интеллектуальную пропасть», лежащую между человеком и обезьяной. В далеком 1758 году выдающийся шведский естествоиспытатель Карл Линней только в десятом переиздании своего семитомного труда «Система природы», обобщающем знания обо всем живом на Земле, наконец-то решился на введение в научную классификацию нового вида — Homo sapiens.

Читайте также:  Установка картриджа в принтер Canon

Источник



Антропоцентризм: природа должна подчиняться нам

Антропоцентризм — это особое учение, основной сутью выступает человек, который стал центром всей Вселенной. В тоже время человечество играет роль и микрокосмоса, меняет все через призму взглядов. Антропоцентризм в философии можно найти уже с античных времен, когда философ Сократ распространял учение, позднее философы в будущем поддержали термин антропоцентризма.

Антропоцентризм — это представление того, что на человеке сосредотачиваются все события, которые происходят в мире. В 21 веке слово «антропоцентризм» можно встретить в нескольких значениях.

  1. Экологическое понятие. Человек — царь природы, и вправе требовать от неё необходимых благ.
  2. Лингвистическое понятие. Равное положение ценностей.
  3. Философское понятие. Роль высшей цели всего мира за населением.

Различия с гуманизмом

В середине 14 века в странах Европы появился гуманизм как новое философское учение. В те времена Европа находилась под суровым управлением церкви, и любая свободная идея немедленно подавлялась.

Гуманизм в Средневековье был совокупностью учений, которые представляли человека как существо, способное мыслить, сопротивляться и действовать самостоятельно. Именно благодаря гуманизму были объявлены другие принципы формирования личности и решены основные проблемы касающиеся взаимодействия с растениями, животными и всем живым.

Новое философское учение указывало на античное искусство, литературу и культуру как на духовную сущность. В то время культура и наука считались собственностью церкви, которая с большой неохотой делилась ими, н с помощью гуманизма эпохи Возрождения удалось приоткрыть эту завесу. В Италии, а следом и во всех странах Европы стали появляться университеты, в которых изучали как теософские науки, так и светские предметы: анатомия, математика, гуманитарные науки и музыка.

Гуманизм Возрождения учил добродетельности, черте, которая присуща каждому и учил развивать её в себе с помощью наставников или самостоятельно.

Часто, по ошибке, выдвигают понятие антропологический гуманизм, но это совершенно разные вещи.

Гуманизм включает в себя теории о представлении человека, умеющего мыслить и совершать самостоятельные поступки, гармонирую отношения между собой и миром.

Антропология в философии представляется в виде учения, которое говорит о человеке, как о цели всех событий.

В основном антропоцентризм отличен от гуманизма по той причине, что это учение говорит о служении всего мира человеку. Антропоцентризмом является потребитель, который уничтожает все живое, полагая, что имеет на это разрешение и весь мир обязан служить лишь ему. Гуманистический приверженец старается не навредить другим, отличается милосердием и стремлением помочь или защитить.

Основные принципы направления

Главные черты учения составляются из принципов антропоцентризма.

  1. Человек — главная фигура всего мира, все остальное в мире оценивается по тому, сколько пользы принесет ему.
  2. Окружающий мир выступает собственностью людей. Благодаря этому принципу человечество способно делать с миром все, что посчитают нужным.
  3. Человек стоит на самой высокой ступени социальной лестнице. Ниже находятся вещи, которые он создал, за ними следуют природные объекты, которые представляют высокую ценность.
  4. Связь с людьми заключается в том, чтобы они могли распоряжаться её благами.
  5. Природное развитие обязано подчиняться развитию человечества.

Натуроцентризм и его противостояние

Натуроцентризм – это учение, в котором можно найти даостско-буддистские идеи о том, что нужно прийти к взаимопроникаю с окружающим миром. Это направление указывает на то, что человечество не должно занимать монархическую позицию над всем живым. В соответствии с учением необходимо стать наравне со всем миром. Именно поэтому нельзя вмешиваться в природные события.

Значение антропоцентрических понятий противостоит натуроцентризму, но у них есть одна общая черта: природа выступает в роли отдельной фигуры.

  1. Антропоцентризм указывает на права распоряжаться богатствами мира в соответствии с желаниями.
  2. Натурфилософским выступает учение, отличающееся концепцией, которая близка к буддизму, а его основную суть озвучил Франциск Ассизский. Он говорил о том, что с помощью веры в доброе смирение дает возможность развитию демократической позиции касательно отношения к природе. Никто не обладают правом вмешиваться в развитие живых процессов, и могут только лишь приумножать и помогать ей.

Христианская регалия и ее воздействие

Антропоцентризм в христианской религии придерживается тех же идей, только несколько измененных, учитывая мораль христианства. К основным принципам данного течения относится следующее:

  1. Бог выступает в роли олицетворения всей природы, поскольку создал весь мир.
  2. Поскольку лишь человек был создан по образу бога, то возвышается над всем, что было сотворено создателем мира.
  3. Население Земли получило возможность управления от бога.
  4. Все живые объекты не имеют вид подобно богу, они несовершенны, а человек в праве делать с ними все, что считает нужным.

Христианская религия видит человеческую волю, как особое блаженство, которое стремится подарить красоту и любовь.

Взаимодействие с природой

В 21 веке антропогенез потерпел изменения, после этого его идеи представляются в виде принципов гармонии природы и человека. Согласно этому необходимо:

  • изучать природу, а не покорять;
  • сохранить для будущего поколения;
  • бережно относиться к природным ресурсам;
  • наносить минимальный вред природе от совершенствующихся технологий.

В период Ренессанса население планеты пришло к необходимости гармоничных отношений с природой. В учениях мыслители указывали, что человек неразрывно связан с окружением, оно рассматривается живой и одухотворенной фигурой. Мир рассматривался не просто как творение бога, мир — это нечто, отличающееся креативностью, самодостаточностью.

В эпоху Возрождения произошла смена отношения ко всему живому. Открыв великолепие и красоту Земли, все увидели его источником радости и наслаждения. Природу антропоцентризм рисует как место, в котором душа сможет спрятаться от людской цивилизации. Философ Жак-Жак Руссо указывал на то, что переход от природного начала к социальному является причиной всех бед человечества. В данную эпоху антропоцентризм называют важной частью всего сущего. В учениях мыслители указывали, что, стремясь к разумности действий, удастся познать смысл своей жизни.

Мировая гармония

Философствование в эпоху Возрождения указывало на то, что природа способна сама создавать формы вещей. Гармония- идеальная форма, которая представляет сущность красоты. Мыслители представляли мир, наполненным гармонией, которую находили везде: в смене дня и ночи, смены красок полей и лесов, разных видах птиц и животных. Но если все живое, что наполняет планету считают гармоничным, то население выступает важной частью, такой же гармоничной фигурой. При этом имеется в виду не только гармония между телом и душой, но и гармония человеческой души, которая подчиняется земным законам.

Источник