Космический корабль с ядерной установкой

Космический корабль с ядерной установкой

_Российский прорыв в космонавтике — космический ядерный буксир "Нуклон"

У каждой страны, как у каждого человека, свой политический «характер», своя манера ведения дел. Что тут скажешь… Искусство пиара — это конёк Запада. Порой из пустышки они делают событие. На днях у Илона Маска большая бочка с керосином пролетела 10 км и взорвалась при попытке посадки. Говорят, это был технологический прорыв. Мда…
В России же наоборот — принято секретить свои научные разработки и не пиарить прорывные технологические достижения, традиция такая. И пойди пойми, чего тут больше: скромности, глупости или расчёта. Один приятный момент есть в этом для патриотов — наблюдать, как округляются глаза наших политических соперников, когда, скажем, ракеты с заявленной дальностью в 500 км стартуют в акватории Каспийского моря, летят маневрируя на предельно малых высотах через территории трёх стран и точно поражают цели в Сирии, преодолев в общей сложности расстояние втрое превышающее их официальные ТТХ.

Но вернёмся в космос.
Не знаю, сообщил ли вам Зелёный кот о действительно эпохальном по сравнению с полётом бочки событии, которое произошло позавчера – 10 декабря 2020 – и попало в прессу лишь вчера под вечер. Первыми оказались РИА Новости:

Что выдаёт в редакторах РИА Новостей людей, далёких от темы, так это слово «начали». Они увидели размещённый на госзакупках контракт Роскосмоса (№ 4770238802720000110) и решили, что это начало разработки космического буксира. Но это контракт на проектирование космического комплекса(!), в котором буксир является лишь одним из модулей (транспортно-энергетическим). Разработка же самого буксира была начата без пиара и бравады ещё 10 лет назад.

Идея космического буксира заключается в создании модуля-тягача на ионных двигателях с ядерной энергетической установкой, способной вырабатывать энергию беспрерывно два десятка лет. В современной космонавтике реализация подобного проекта станет не просто прорывом — это будет выходом на совершенно новый технологический уровень. Для полётов на Марс станут не нужны ни гигантские бочки с топливом, ни супердвигатели с тягой на химических компонентах. На сам полёт потребуется не год, а дни, и проходить он будет не по причудливой траектории с использованием гравитационных манёвров, а по прямой и на совершенно иных скоростях.

Здесь требуется дать пояснение для тех, кто не в теме. Ионные двигатели обладают крайне малой, по сравнению с химическими двигателями, тягой, но(!) у них очень высокий удельный импульс и невероятный для химических двигателей ресурс (более трёх лет непрерывной работы), при расходе топлива на несколько порядков меньше любого химического двигателя. Если таким двигателем разгонять космический аппарат достаточно долго (а в открытом космосе ничто этому не мешает), то он достигнет скоростей, физически недоступных химическим двигателям. Скорость истечения ионизированного газа, разогнанного электростатическим полем, в современных ионных двигателях достигает 50 км/с, в то время, как самые мощные химические двигатели способны выбрасывать газ из своих сопел с максимальной скоростью равной 4,5 км/c, и это уже их фактический предел.

Сама по себе идея космического буксира на ядерной энергоустановке далеко не нова, но её технологическая реализация была невозможна до наших дней по банальным причинам. Ядерная энергоустановка требует охлаждения. На Земле этот вопрос решается при помощи огромного количества воды, пропускаемой через активную зону реактора. Эта вода хранится в специальных бассейнах на территориях АЭС. В космосе подобная схема не реализуема по понятным причинам. Требуется иной принцип охлаждения — радиаторный. Но ещё одной проблемой является космический вакуум — в него нельзя просто так отдать тепло, как в воду или хотя бы как в воздух. В вакууме практически нет вещества, соответственно почти нечему и нагреваться. А значит, требуется гигантский холодильник-излучатель(!). И здесь встаёт вопрос безопасности. Такой огромный излучатель, пронизанный трубками, по которым течёт охладитель, крайне уязвим перед метеоритной угрозой. Попадание даже маленького метеорита в его панель приведёт к утечке охладителя.
Одной из теоретических концепций, считавшейся долгое время перспективной, была идея создания капельного холодильника-излучателя:

В передней части модуля охладитель через специальные разбрызгиватели выбрасывался в открытый космос, и затем собирался уже охлаждённый при помощи кормовых уловителей. Идея очень даже красивая, но, к сожалению, абсолютно фантастическая и крайне не надёжная, а потому она так и осталась на уровне идеи.

Следует отметить, что все громкие технологические достижения России последних лет, связанные с ядерными энергоустановками и гиперзвуком (подводный беспилотник «Посейдон», межконтинентальная ракета «Буревестник» с неограниченной дальностью полёта, гиперзвуковая противокарабельная ракета «Циркон», и другие новинки из т. н. «мультика Путина», в которые многие не поверили, что, впрочем, не мешает российской армии уже принимать их на вооружение) стали технически реализуемыми благодаря созданию новейших конструкционных материалов с высочайшими жаропрочностью и жаростойкостью. Формулы этих материалов закрыты гостайной, однако сам факт их разработки для экспертов (в том числе зарубежных) является секретом Полишинеля. В этой связи заявления главы российского государства о межконтинентальной гиперзвуковой ракете, преодолевающей 20 махов, не кажутся фантастическими. Успешные испытания того же «Буревестника» показали, что России удалось решить проблему радиоактивного следа при использовании ядерной энергетической установки, чего не удавалось пока никому (это и было главной причиной отказа от использования подобных двигателей). А такое возможно лишь в одном случае — активная зона реактора не имеет непосредственного воздушного охлаждения. Значит, охлаждается внешний контур. А вот это уже становится возможным только при наличии новейших жаропрочных материалов, не имеющих аналогов…

Штатная температура работы ядерной энергоустановки российского космического буксира «Нуклон» составит 2000 градусов Цельсия, что на 400-500 градусов выше самых смелых прогнозов экспертов.
И снова мы видим ставшую уже фирменной схему Путина: проект, считавшийся в прессе похороненым, в связи с прекращением его разработки в Центре Келдыша, «всплывает» в сильно продвинутом к реализации виде в цехах КБ Арсенал. Утечка фотографий сборки наземного прототипа ушла в народ 13 сентября сего года (фото с пояснениями дёрнуты у

Источник



На Марс полетим на ядерных кораблях? Говорим с экспертом о перспективах применения ядерной энергии

Мировые лидеры в освоении космоса опять заговорили про ядерную энергию. Она может оказаться ключом к эффективному покорению ближнего космоса, колонизации Луны и высадке человека на Марс. Так считают и в России, и в США. Вопросы о ядерной энергетике в разрезе космической отрасли, а также о перспективных разработках в этом направлении мы задали кандидату физико-математических наук, доценту Института ядерной физики и технологий Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Егору Задебе.

Читайте также:  Замена сабель капота и багажника а также радиаторной решетки на Лада Приора

Ядерные ракетные двигатели долгое время работали только на бумаге — в произведениях писателей-фантастов. Хотя и в Советском Союзе, и в США в разгар космической гонки шли активные разработки в этом направлении. В СССР они воплотились в опытный двигатель РД-0410, за океаном — в проект NERVA.

Впрочем, это не единственные реализации идеи применения ядерной энергетики в космической промышленности. О них мы поговорим позже, а пока справляемся у Егора Задебы о том, в каких сферах освоения космоса использовались столь перспективные ядерные технологии.

— С самого начала освоения космоса при проектировании космических аппаратов (КА) применялись технологии и знания, приобретенные при развитии ядерной физики. В первую очередь это касается радиационной стойкости электронных компонентов КА. На поверхности Земли мы надежно защищены от частиц солнечного ветра и космических лучей атмосферой и магнитным полем планеты. Уже на низкой околоземной орбите радиационный фон на несколько порядков выше земного, и в таких условиях обычные электронные компоненты выходят из строя за секунды. Формирование элементной базы, устойчивой к радиации, было бы невозможно без технологий, созданных и совершенствуемых в рамках исследований в области ядерной физики.

Фото из личного архиваНо наибольшую роль ядерные технологии сыграли, конечно же, в обеспечении космических аппаратов энергией. Речь идет о двух видах источников: «ядерных батарейках» РИТЭГ (радиоизотопный термоэлектрический генератор) и орбитальных ядерных реакторах.

В первом классе устройств в аппарат устанавливается радиоактивный источник, естественный распад изотопов является постоянным источником тепла (выделяемая тепловая мощность, как правило, не превышает 1 кВт), а термоэлектронный генератор переводит тепловую энергию в электрическую. Такие устройства отличаются, с одной стороны, простотой и надежностью (установленные на аппаратах «Вояджер» электрические генераторы на плутонии-238 функционируют уже почти 30 лет), а с другой — малыми мощностью и КПД (до 7%).

В тех случаях, когда космическому аппарату требуется высокая мощность, на них возможно разместить компактные атомные реакторы. Советский Союз достиг значительных успехов в разработке ядерных энергетических установок, ими было оснащено более 30 космических аппаратов (в США испытания в космосе прошел лишь один). При тепловой мощности около 100 кВт подобные установки обеспечивали свыше 5 кВт электрической. Перспективные ядерные установки мегаваттного класса станут полноценной заменой классическим ракетным двигателям и откроют путь к освоению Луны и Марса. «Взрыволеты» и реальность О том, что на химических ракетах покорение Солнечной системы будет затруднительным, было известно еще во времена Циолковского. И варианты альтернативных видов топлива предлагались давно. Когда человек приручил мирный атом, встал вопрос о том, как применить его для обеспечения движения в космосе. Были даже идеи использовать атомные бомбы: сбрасывать их с корабля, подрывать на удалении и использовать импульс плазмы через систему амортизаторов.

Такой «взрыволет» (ядерно-импульсный космический корабль) даже проходил испытания в конце 1950-х годов в США. Метр в диаметре, 105 килограммов веса — правда, обошлось без подрыва ядерных бомб. Их заменили на килограммовые шары взрывчатки C4. Получилось как минимум интересно.

Но, конечно, тестирование и тем более запуск аппарата, который потребует нескольких тысяч ядерных взрывов в пределах атмосферы Земли, даже во времена холодной войны посчитали чересчур экстравагантной затеей. Да и потенциальных эксплуатационных проблем у «взрыволета» хватало — от эрозии толкателя до влияния электромагнитных импульсов от взрывов на наземные и орбитальные установки.

От брутальной идеи выбрасывать за борт космического корабля ядерные бомбы отказались, но те объемы энергии, которые способна дать реакция расщепления ядер, продолжали будоражить умы инженеров. Так родились уже упомянутые NERVA и РД-0410. Они предполагали нагрев с помощью ядерной энергии водорода, который и создавал бы тягу в ядерных ракетных двигателях.

Вернер фон Браун, отец американской лунной программы, вполне оптимистично полагал, что три двигательные установки NERVA на одной ракете смогут доставить американских астронавтов прямиком на Марс уже в августе 1982 года. Правда, предложенный им в 1969 году план так и не был реализован. Интерес сверхдержав к космической гонке подостыл, бюджеты сократили, и в конце 1972 года разработки в области ядерной тяги в США были остановлены.

Советский РД-0410 мог стать двигателем, который доставил бы космонавтов СССР на Марс к 1994 году. Но не срослось. Испытания его реактора проводились в конце 1970-х — начале 1980-х годов на Семипалатинском полигоне (сейчас Казахстан). Разработка была свернута в середине 1980-х.

— Существует широкий список перспективных и гипотетически возможных ядерных и даже термоядерных космических установок, — продолжает рассказ Егор. — Часть из них не разрабатываются по экологическим причинам — например, двигатели, использующие в своей основе серию ядерных взрывов, или те, в которых рабочим телом при реактивном движении является само делящееся вещество. В ядерных ракетных двигателях, использующих в качестве рабочего тела водород или иной газ, приходится запасать большие его объемы, что не проходит ввиду ограничений по массе.

Наиболее перспективными являются ядерные энергодвигательные установки (ЯЭДУ), использующие реактор лишь в качестве источника электроэнергии, движение же в них обеспечивается с помощью ионных или плазменных двигателей. Основными препятствиями при разработке мощных установок такого типа являются ограничение на массу выводимых космических аппаратов, требование высочайшей надежности элементов и отсутствие теплообмена с внешней средой. Ядерная электродвигательная установка мегаваттного класса Если в описанных выше ядерных двигателях реактор непосредственно «крутил колеса» для движения, то в ЯЭДУ его задача сводится к выработке энергии для установки, которая будет «крутить колеса». Газ от реактора крутит турбину, турбина крутит генератор, генератор вырабатывает электричество для плазменного двигателя — так вкратце это работает. И, в отличие от прямоточного ядерного двигателя, никакой радиоактивной струи на выходе из двигателя.

— Если на Земле в качестве третьего контура ядерного реактора мы можем использовать крупные водные объекты, такие как озера или реки, а реактивные двигатели на основе атомных реакторов охлаждаются набегающим потоком воздуха, то в космосе аппарат находится в вакууме, теплоноситель охлаждается только за счет излучения. Это требует применения огромных холодильников-излучателей (ХИ), которые становятся самыми тяжелыми элементами ядерных установок.

Читайте также:  Сверление кафельной плитки 5 способов как сделать отверстие в домашних условиях

Около 15 лет назад революцию в области разработки орбитальных энергоустановок сделали наши ученые, предложившие использование так называемого капельного ХИ. Это установка, похожая на душ, в которой жидкий теплоноситель второго контура не циркулирует в трубах, а распыляется наружу в виде капель прямо в открытое космическое пространство, там отдает тепло, затем улавливается и проходит цикл заново. В настоящее время эта технология только готовится к испытанию на орбите.

В России в 2009 году объявили о начале работ над ядерной энергодвигательной установкой мегаваттного класса силами предприятий «Роскосмоса» и «Росатома». Испытания макета в космосе должны были состояться 30 марта этого года, но пока о них ничего не слышно. С помощью этой установки Россия планирует начать освоение Солнечной системы.

В качестве теплоносителя в установке собираются применять гелий-ксеноновую смесь, турбомашинный электрогенератор для преобразования тепла в электричество уже испытан, еще в 2016 году прошла серия испытаний нового ионного электроракетного двигателя. Вот только основной разработчик установки — Исследовательский центр имени Келдыша — год назад был оштрафован за сорванные сроки. Согласно госконтракту, работы должны были завершиться еще 25 ноября 2018 года.

— Создание мегаваттной энергодвигательной установки должно стать колоссальным прорывом в освоении человечеством Солнечной системы. Предполагается создание ряда межпланетных челноков. Их энерговооруженность и запас хода позволят без дозаправки добраться до Марса и обратно всего за три месяца. Для сравнения: космическому кораблю с наиболее совершенным химическим двигателем до ближайшей к нам планеты придется лететь более года, но, что наиболее важно, при этом ему не хватит топлива, чтобы вернуться обратно!

Принципиальных препятствий для создания мегаваттной установки на сегодня нет. Наибольшие сложности остаются в создании трех важнейших узлов установки. Во-первых, это турбомеханический электрический генератор, работающий при температуре 1500 градусов и скорости вращения турбины в 60 тыс. оборотов в минуту. Подобные системы успешно функционируют на Земле, но не так просто подготовить генератор к долговременной эксплуатации без обслуживания в космосе, в условиях невесомости. Во-вторых, это система капельного охлаждения, описанная мной выше. Подобные системы никогда не применялись ранее, это наша уникальная разработка, протестировать которую в земных условиях практически невозможно. И, наконец, в-третьих, это нетривиальная задача компоновки и механизации космического аппарата, который должен умещаться под обтекателем ракеты-носителя, а на орбите раскрываться в огромную и сложную конструкцию, состоящую из множества мачт и экранов, а также обладающую всеми традиционными системами ориентации, маневрирования и телеметрии.

Нет сомнений, что в случае соблюдения всех позитивных условий мегаваттная установка будет создана. Тепловая тяга на Западе Если Россия пошла по пути создания ядерной энергодвигательной установки, то в США изучают привлекательность ядерной тепловой тяги. По мнению специалистов американского аэрокосмического агентства NASA, сегодняшние достижения в области материалов и разработки реакторов дают стимул для оценки перспективности этой технологии. Ведь ядерные двигатели на ракетах видели не только фантасты — сами специалисты NASA еще в 1961 году совместно с Комиссией по атомной энергии начали реализацию программы «Ядерный двигатель для ракетных транспортных средств» (NERVA).

Два года назад Дойс Митчелл, руководитель перспективного проекта ядерной тепловой тяги в Центре космических полетов имени Джорджа Маршалла, рассказывал, что ядерная двигательная установка способна в два раза сократить время на транзит между Марсом и Землей, и для миссии необязательно будет поджидать момент, когда обе планеты будут в наиболее благоприятных положениях друг относительно друга. Сокращение длительности полета уменьшит воздействие радиации и микрогравитации на пассажиров.

К тому же, по мнению представителей департамента энергетики США, ракеты на ядерной тепловой тяге в два раза эффективнее существующих химических ракет. Удельный импульс последней, сжигающей водород и жидкий кислород, оценивают в 450 секунд, для ядерных ракет этот показатель оценочно достигает 900 секунд.

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Источник

«Революционная разработка»: в чём уникальность российской космической ядерной установки

В России испытана система охлаждения ядерной энергодвигательной установки (ЯЭДУ) — одного из ключевых элементов космического аппарата будущего, на котором можно будет совершать межпланетные полёты. В частности, были протестированы экспериментальные образцы генератора капель, элементов заборного устройства и модели холодильника-излучателя. Появление эффективной системы охлаждения снимает практически все препятствия для создания ЯЭДУ. Мощность первой установки составит 1 МВт, но в будущем увеличится в десять раз. Как полагают эксперты, достижение отечественных учёных станет существенным вкладом в развитие науки и экономики РФ. О перспективах технологии — в материале RT.

Российские учёные успешно испытали систему охлаждения ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса. Об этом сообщается в акте приёмки, размещённом на сайте госзакупок. В документе подчёркивается, что «работы выполнены в полном объёме, результаты соответствуют требованиям технического задания».

«Были выявлены закономерности функционирования элементов и узлов перспективных систем отвода тепла ЯЭДУ мегаваттного класса в наземных условиях, максимально приближенных к условиям космического пространства», — говорится в акте.

В документе уточняется, что специалисты изготовили и испытали экспериментальные образцы генератора капель, элементов заборного устройства (гидросборника) и модели капельного холодильника-излучателя (КХИ).

Разработкой КХИ занимаются ФГУП «Исследовательский центр им. Келдыша», Центр космических технологий Московского авиационного института, ОАО «РКК «Энергия» им. Королёва» и Московский энергетический институт.

ЯЭДУ — перспективный двигатель для космических аппаратов, который позволит совершать межпланетные полёты в несколько раз быстрее, чем сейчас. С его помощью Россия получит возможность проводить исследования Луны, Марса, дальних планет Солнечной системы и создавать там автоматические базы.

«Принцип работы ЯЭДУ заключается в том, что компактный ядерный реактор вырабатывает тепловую энергию, которая с помощью турбины преобразуется в электрическую. Она нужна для того, чтобы питать энергией ионные электрореактивные двигатели и оборудование», — пояснил в беседе с RT младший научный сотрудник НИИ ядерной физики им. Скобельцына МГУ Василий Петров.

Не имеет аналогов в мире

На современных двигателях низкопотенциальное (избыточное) тепло, которое может повредить бортовую аппаратуру, выводится в окружающее пространство (космос) через трубы панельных радиаторов, где циркулирует жидкость-теплоноситель. Такая система охлаждения представляет собой громоздкую конструкцию, не защищённую к тому же от попадания метеоритов.

Читайте также:  Замена проводки на автомобиле Газель

Российские учёные изобрели принципиально новую схему отвода тепла. С помощью генератора холодильник-излучатель формирует капельные струйки горячего теплоносителя, который охлаждается на пути к гидросборнику и, собираясь в нём, направляется снова в рабочий контур. Подобная технология не предусматривает использования труб и таким образом облегчает конструкцию системы охлаждения.

Источник

Космический корабль с ядерной установкой

_Российский прорыв в космонавтике — космический ядерный буксир "Нуклон"

У каждой страны, как у каждого человека, свой политический «характер», своя манера ведения дел. Что тут скажешь… Искусство пиара — это конёк Запада. Порой из пустышки они делают событие. На днях у Илона Маска большая бочка с керосином пролетела 10 км и взорвалась при попытке посадки. Говорят, это был технологический прорыв. Мда…
В России же наоборот — принято секретить свои научные разработки и не пиарить прорывные технологические достижения, традиция такая. И пойди пойми, чего тут больше: скромности, глупости или расчёта. Один приятный момент есть в этом для патриотов — наблюдать, как округляются глаза наших политических соперников, когда, скажем, ракеты с заявленной дальностью в 500 км стартуют в акватории Каспийского моря, летят маневрируя на предельно малых высотах через территории трёх стран и точно поражают цели в Сирии, преодолев в общей сложности расстояние втрое превышающее их официальные ТТХ.

Но вернёмся в космос.
Не знаю, сообщил ли вам Зелёный кот о действительно эпохальном по сравнению с полётом бочки событии, которое произошло позавчера – 10 декабря 2020 – и попало в прессу лишь вчера под вечер. Первыми оказались РИА Новости:

Что выдаёт в редакторах РИА Новостей людей, далёких от темы, так это слово «начали». Они увидели размещённый на госзакупках контракт Роскосмоса (№ 4770238802720000110) и решили, что это начало разработки космического буксира. Но это контракт на проектирование космического комплекса(!), в котором буксир является лишь одним из модулей (транспортно-энергетическим). Разработка же самого буксира была начата без пиара и бравады ещё 10 лет назад.

Идея космического буксира заключается в создании модуля-тягача на ионных двигателях с ядерной энергетической установкой, способной вырабатывать энергию беспрерывно два десятка лет. В современной космонавтике реализация подобного проекта станет не просто прорывом — это будет выходом на совершенно новый технологический уровень. Для полётов на Марс станут не нужны ни гигантские бочки с топливом, ни супердвигатели с тягой на химических компонентах. На сам полёт потребуется не год, а дни, и проходить он будет не по причудливой траектории с использованием гравитационных манёвров, а по прямой и на совершенно иных скоростях.

Здесь требуется дать пояснение для тех, кто не в теме. Ионные двигатели обладают крайне малой, по сравнению с химическими двигателями, тягой, но(!) у них очень высокий удельный импульс и невероятный для химических двигателей ресурс (более трёх лет непрерывной работы), при расходе топлива на несколько порядков меньше любого химического двигателя. Если таким двигателем разгонять космический аппарат достаточно долго (а в открытом космосе ничто этому не мешает), то он достигнет скоростей, физически недоступных химическим двигателям. Скорость истечения ионизированного газа, разогнанного электростатическим полем, в современных ионных двигателях достигает 50 км/с, в то время, как самые мощные химические двигатели способны выбрасывать газ из своих сопел с максимальной скоростью равной 4,5 км/c, и это уже их фактический предел.

Сама по себе идея космического буксира на ядерной энергоустановке далеко не нова, но её технологическая реализация была невозможна до наших дней по банальным причинам. Ядерная энергоустановка требует охлаждения. На Земле этот вопрос решается при помощи огромного количества воды, пропускаемой через активную зону реактора. Эта вода хранится в специальных бассейнах на территориях АЭС. В космосе подобная схема не реализуема по понятным причинам. Требуется иной принцип охлаждения — радиаторный. Но ещё одной проблемой является космический вакуум — в него нельзя просто так отдать тепло, как в воду или хотя бы как в воздух. В вакууме практически нет вещества, соответственно почти нечему и нагреваться. А значит, требуется гигантский холодильник-излучатель(!). И здесь встаёт вопрос безопасности. Такой огромный излучатель, пронизанный трубками, по которым течёт охладитель, крайне уязвим перед метеоритной угрозой. Попадание даже маленького метеорита в его панель приведёт к утечке охладителя.
Одной из теоретических концепций, считавшейся долгое время перспективной, была идея создания капельного холодильника-излучателя:

В передней части модуля охладитель через специальные разбрызгиватели выбрасывался в открытый космос, и затем собирался уже охлаждённый при помощи кормовых уловителей. Идея очень даже красивая, но, к сожалению, абсолютно фантастическая и крайне не надёжная, а потому она так и осталась на уровне идеи.

Следует отметить, что все громкие технологические достижения России последних лет, связанные с ядерными энергоустановками и гиперзвуком (подводный беспилотник «Посейдон», межконтинентальная ракета «Буревестник» с неограниченной дальностью полёта, гиперзвуковая противокарабельная ракета «Циркон», и другие новинки из т. н. «мультика Путина», в которые многие не поверили, что, впрочем, не мешает российской армии уже принимать их на вооружение) стали технически реализуемыми благодаря созданию новейших конструкционных материалов с высочайшими жаропрочностью и жаростойкостью. Формулы этих материалов закрыты гостайной, однако сам факт их разработки для экспертов (в том числе зарубежных) является секретом Полишинеля. В этой связи заявления главы российского государства о межконтинентальной гиперзвуковой ракете, преодолевающей 20 махов, не кажутся фантастическими. Успешные испытания того же «Буревестника» показали, что России удалось решить проблему радиоактивного следа при использовании ядерной энергетической установки, чего не удавалось пока никому (это и было главной причиной отказа от использования подобных двигателей). А такое возможно лишь в одном случае — активная зона реактора не имеет непосредственного воздушного охлаждения. Значит, охлаждается внешний контур. А вот это уже становится возможным только при наличии новейших жаропрочных материалов, не имеющих аналогов…

Штатная температура работы ядерной энергоустановки российского космического буксира «Нуклон» составит 2000 градусов Цельсия, что на 400-500 градусов выше самых смелых прогнозов экспертов.
И снова мы видим ставшую уже фирменной схему Путина: проект, считавшийся в прессе похороненым, в связи с прекращением его разработки в Центре Келдыша, «всплывает» в сильно продвинутом к реализации виде в цехах КБ Арсенал. Утечка фотографий сборки наземного прототипа ушла в народ 13 сентября сего года (фото с пояснениями дёрнуты у

Источник