Пол гендер сексуальная ориентация в чем разница Мини словарик

Пол, гендер, сексуальная ориентация в чем разница? Мини-словарик

Сложно представить, что в 90-е на сцену мог выйти «Павел Залуцкий» и с экрана сказать на всю страну: «Я – открытый гей». Хорошо, может и мог. Но один раз. Социальные нормы в России за последние 20 лет претерпели огромное количество изменений. Время отделить факты от страхов и спокойно посмотреть, кто есть кто в компании «пол, гендер, сексуальная ориентация».

Слово «гендер» как зерно, начнешь разбираться с гендером, перед тобой неизбежно вырастет проблема гендерного равенства. Слово-катализатор, которое открывает глаза на токсичные социальные установки. Придется делать свой выбор: принимать или пытаться что-то изменить.

Что такое гендер?

Изначально gender в грамматике английского языка означал отнесение к женскому или мужскому роду. У сексолога Джона Мани появился необычный пациент – у ребенка расходились его биологический пол и внутреннее ощущение своего пола. В 1955 году, для того чтобы обозначить внутреннее состояние личности с точки зрения ощущения себя мужчиной или женщиной, Мани использовал термин гендерная идентичность.

Трактовать гендер как пол было бы большой ошибкой. Если мы говорим о гендере, мы проводим черту, отделяя биологическое от психологического. Биологический пол – это гениталии, гормоны, ДНК… Гендер – это внутреннее ощущение пола, позиционирование себя в обществе определенным образом. Гендерные исследователи предлагают вообще убирать из термина «гендер» биологические основания, считая, что вся разница в поведении, агрессии, навыках, сферах деятельности – продукт внутреннего самоопределения личности и общественных ожиданий, связанных с тем или иным полом.

Приведу пример. Помните откровения мистера Рочестера из «Джейн Эйр» о потере любви всей его жизни?

«Если бы у человека была единственная овечка, которая дорога ему, как родное дитя, которая ела и пила с ним из одной посуды и спала у него на груди, а он по какой-то случайности убил ее, то он не мог бы оплакивать своей преступной оплошности больше, чем я».

Это гендерные установки состоятельного социального слоя Англии середины XIX века: женщина беззащитна, она очаровательный домашний питомец, ее жизнь полностью в руках мужчины. Спустимся на кухню, и мы увидим женщин, воспитанных для тяжелого продуктивного физического труда. Если бы дочка кухарки начала вести себя как очаровательный питомец, мать быстро и доходчиво объяснила бы ей серьезность ошибки.

Общество – одно и то же, пол – один (женский); социальные слои – разные, гендерные стереотипы – разные.

Биологический пол – контрастирующие генеративные признаки особей одного вида или морфофункциональная характеристика организма, обобщающая все специфически репродуктивные его особенности (Ильин).

Гендер – социальный пол человека, динамический конструкт, который реализуется во взаимодействии и существует вне биологического детерминизма (Мохова).

Гендер – это социальный пол человека (в противоположность биологическому), динамический конструкт (может изменяться, в зависимости от опыта личности, особенностей общества, исторического периода), который реализуется во взаимодействии (отражается в гендерном перформансе, проявляется в поведении) и существует вне биологического детерминизма (биология не имеет значения).

А еще гендер помогает по-новому посмотреть на отношения власти в обществе.

Как проявляется гендер?

Гендерные особенности личности:

  • Феминность – совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих женщинам, в отличие от мужчин (Клецина).
  • Маскулинность – совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам, в отличие от женщин (Кон).
  • Андрогиния – совмещение в индивиде маскулинных и фемининных черт (Красова). На андрогинность ориентировано современное адекватное гендерное воспитание.
    Один из примеров: мальчикам можно плакать («мужчины не плачут» – токсичная установка), девочкам можно доминировать и настаивать на своем («женщина должна быть мягкой, уступать» – токсичная установка).

Гендерная роль понимается как «нормативные предписания и ожидания, которые соответствующая культура предъявляет к «правильному» мужскому или женскому поведению и которые служат критерием оценки маскулинности или феминности ребенка или взрослого» (Кон).

Гендерный перформанс – проявление гендерных ролей во взаимодействии с другими людьми через предъявление индивидом своего образа как мужчины или женщины или существа без пола, посредством жестов, манеры речи, одежды (близкие понятия: «doing gender», «гендерный дисплей» (Кон).

Гендерная стратификация полов – рассмотрение двух полов как неравных («гендерная асимметрия»), помещение в центр, рассмотрение в качестве позитивного и доминирующего того, что определяется как мужское. Тогда как женское маркируется как периферийное (Рябов). Гендерная стратификация обращает внимание на то, что все, что делается мужчинами, все мужское – ценится больше, чем то, что делается женщинами, женское.

Гендерные стереотипы – это устойчивые представления о нормативном поведении мужчины или женщины, они обеспечивают воспроизведение гендерных ролей, способствуют закреплению гендерного неравенства.

Гендерная идентичность – «степень, в которой каждый индивид идентифицирует себя в качестве мужчины, женщины или некоего сочетания того и другого» (Кон).

Гендерквир – обозначение гендерной идентичности, отличающееся от традиционной двухвариантной. Может представлять собой: сочетание женской и мужской гендерной идентичности; или изменяющуюся со временем гендерную идентичность; или «отсутствие» гендерной идентичности, т. е. идентичность, в целом не связанную с каким-либо из гендеров.

И при чем здесь сексуальная ориентация?

Скажем честно. Наше время – плохой период для того, чтобы создавать какие-либо окончательные классификации в сфере сексуальной ориентации. Благодаря относительной доступности операций по смене пола и росту рефлексии сексуальных предпочтений мы наблюдаем огромное количество вариантов позиционирования пола и продолжающиеся изыскания на этот счет.

По некоторым источникам – вариантов 54, из которых 24 начинаются со слова «транс», а 30 оставшихся вариантов явно недостаточно для самоопределения, поэтому классификация также включает в себя такие определения как «neither» и «other» (ни тот, ни другой и иной).

Мы не можем (и не вправе) подвести черту в вопросе сексуальной ориентации, но можем рассмотреть наиболее часто звучащие сегодня варианты.

Гетеросексуальность – направленность полового влечения на лиц противоположного пола.

Гомосексуальность – направленность полового влечения на лиц своего пола. Варианты: гомосексуальный мужчина – «гей»; или гомосексуальная женщина – «лесбиянка». Сами понятия могут описывать ориентацию, идентичность или поведение.

Бисексуальность – направленность полового влечения как на лиц противоположного пола, так и на лиц своего пола.

Асексуальность – отсутствие полового влечения и отсутствие потребности в сексуальных отношениях.

Демисексуальность – половое влечения возникает только при сильной эмоциональной связи с объектом, пол объекта, на которого направленно влечение зависит от личностных особенностей демисексуала. Сексуальное влечение может возникнуть только вследствие эмоциональной привязанности. Считаются близкими к сообществу асексуалов, поскольку сексуальное влечение может быть достаточно редким (один или несколько человек за всю жизнь).

Пансексуальность – направленность полового влечения связана с симпатией к личности, не зависит от гендерной принадлежности партнера. В данном случае – для возникновения сексуального желания важна личность человека, а не его пол. Как говорила одна из дерзкой четверки «Секса в большом городе» Саманта Джонс: «Не важно, спишь ты с мужчиной или женщиной – ты спишь с личностью!»

Итак, попробуем подвести итог

Биологический пол – это физические особенности человека, обеспечивающие продолжение рода.

Гендерная идентичность – внутренне ощущение пола: отнесение себя к полу или их сочетанию, или отказ от принадлежности к полу.

Сексуальная ориентация – это вектор поиска сексуального партнера или обоснование отсутствия необходимости такого поиска.

Вариативность гендерных идентичностей и сексуальных ориентаций способствует эффективной социальной адаптации личности. Многое из приемлемого сегодня ранее было почти немыслимым. К счастью, социальные нормы времени пластичны. Позитивность этих изменений бесспорна. Нам остается только с любопытством наблюдать, что ждет нас завтра.

Источник

В чем разница между гендерным стереотипом и гендерной установкой?

Эти два понятия употребляются в совершенно разных контекстах.

Гендерные установки – это готовность к определенному виду социальной активности в системе межполового взаимодействия. Простыми словами, установка — это заранее запрограммированое поведение, которое будет включаться автоматически во время общения с противоположным полом (в некоторых случаях и со своим тоже).

Гендерные стереотипы — это распространённые в обществе представления об особенностях и поведении представителей разных гендеров. Простыми словами, стереотип — это то, что в обществе принято считать «мужским» или «женским» поведением.

Разница между ними — как между реальной компьютерной программой, в которой вы работаете (например, в ворде) и вашими знаниями о том, как делаются текстовые программы.

В готовом ворде вы можете набирать текст, форматировать его, сохранять файлы и так далее.

А знания о том, как делаются текстовые программы вам нужны, если вы хотите написать свою программу или оценить, хорошую ли программу написал ваш друг.

Если переложить на гендер, то это будет выглядеть так:

Когда у меня включается гендерная установка, я начинаю вести себя «как девочка» — например, выберу розовую юбку, а не синие штаны, или буду ожидать, что мужчина заплатит за меня в ресторане. Гендерные установки — это вполне конкретное поведение.

Когда у меня включается гендерный стереотип, я могу оценивать другого человека (или себя), насколько он(а) ведет себя «по-женски»: красится ли, хорошо ли готовит, милая ли.

Установки включают в вас вполне конкретное поведение. Стереотипы сами по себе ничего не включают, это просто оценочки, насколько «женственный» человек или «мужественный».

Источник

Что такое гендер: понятие, примеры, отличия от термина «пол»

В русском языке в последние годы слово «гендер» стало довольно распространённым, но далеко не все знают, что оно означает. Сегодня мы разберемся в том, что такое гендер, чем это понятие отличается от пола, а также выясним природу гендерных ролей и стереотипов.

Что такое гендер?

Гендер – это социальный пол, который определяется манерами человека, паттернами поведения и прочими признаками, характерными для определенного пола. В психологии понятие гендера появилось в 1955 году. Его ввёл американский психолог и сексолог Джон Мани, посвятивший значительную часть своей профессиональной деятельностью изучению проблем сексуальной и гендерной идентичности.

Читайте также:  4 3 Задание на выпускную квалификационную работу

Многие гендерные признаки являются исторически обусловленными стереотипами. К примеру, в большинстве стран юбки носят только женщины. Для жителей этих стран шотландцы в килтах выглядят довольно странно, особенно военные. Некоторые гендерные признаки со временем теряют актуальность. Так, татуировки раньше считались сугубо мужским атрибутом, сегодня же многие женщины украшают ими своё тело, ничуть не теряя женственности.

Ещё один гендерный стереотип, с которым сейчас ведётся активная борьба в западной культуре – это распределение ролей между женой и мужем. Традиционно считается, что материальное обеспечение семьи – это забота мужчины. Однако сегодня на Западе активно продвигается идея, что работать должен тот супруг, который потенциально может зарабатывать больше. Второй же может заниматься домом и детьми, независимо от пола.

Наиболее простым способом понять, что такое гендер, является рассмотрение гендерных ролей.

Гендерные роли

Гендерные роли – это стереотипные модели поведения, закрепленные за мужчинами и женщинами. Различные составляющие этих моделей могут быть допустимыми, ожидаемыми, желательными или навязываемыми. В современном обществе стереотипы, связанные с гендерными ролями часто становятся причинами непонимания и конфликтов между близкими людьми, мешают им в полной мере наслаждаться отношениями.

Женская гендерная роль

В большинстве традиционных культур женщине отводится роль «хранительницы очага». Это подразумевает, что она должна воспитывать потомство и заботиться о том, чтобы жилище было уютным. А когда её супруг «добытчик» придёт домой – она должна накормить его и обеспечить ему хороший секс. Для женщины считается нормой отсутствие работы, ведь на ней домашнее хозяйство. Кроме того, традиционно женщинам были доступны далеко не все специальности, поскольку считалось, что им нельзя поручать сложную и ответственную работу.

Мужская гендерная роль

В большинстве обществ принято считать, что мужчина – это защитник и «добытчик». Он должен уметь постоять за себя и защитить свою семью, а также обеспечить семью материальными ресурсами. Для мужчины неприемлемо не иметь работы, ведь именно он должен приносить деньги в семью. Кроме того, раньше считалось, что ответственную работу могут выполнять только мужчины, и они же должны занимать руководящие должности.

Описанный выше подход к распределению гендерных ролей сформировался исторически во многих обществах. Однако сегодня эти стереотипы ломаются, и женщины на равных с мужчинами занимаются материальным обеспечением семьи. Кроме того, сейчас у женщин нет ограничений на выбор специальности, и они всё чаще занимают руководящие роли в крупных компаниях и международных корпорациях.

Связанные понятия

Чтобы лучше понять, что такое гендер, необходимо знать два ключевых понятия:

Маскулинность. Это совокупность телесных (мужская фигура, растительность на лице и на теле), психологических (грубость) и поведенческих (соперничество, стремление делать карьеру) признаков, свойственных мужчинам. Ближайший по значению синоним этого слова – «мужеподобность». Не следует путать маскулинность с мужественностью (называя женщину мужественной, подразумевают её храбрость и самостоятельность, а не схожесть с мужчиной).

Фемининность. Это совокупность признаков, свойственных женщинам. Сюда относятся внешние признаки (женственная фигура, отсутствие волос на теле), психологические (нежность, чувствительность) и поведенческие (заботливость, участливость, капризность).

Маскулинность и фемининность – это два противоположных полюса, и каждый человек находится где-то между ними. К примеру, мужчина, который каждый день бреется, следит за причёской и чистотой ногтей, находится ближе к фемининности, чем тот, кто отращивает густую бороду и считает, что запах пота добавляет ему мужественности.

И маскулинность, и фемининность подразумевают широкий спектр характеристик. Часть из них обусловлена природой, часть – воспитанием и стереотипами, бытующими в обществе, а часть – личным выбором человека и его занятиями (к примеру, женщины, занимающиеся греблей, имеют очень низкий голос и мужеподобную фигуру).

Есть ещё несколько терминов, напрямую связанных с понятием гендера, которые полезно знать, поскольку они встречаются в литературе и прессе всё чаще:

  • гендерная идентичность – внутреннее самоощущение принадлежности к определенному полу, стремление выглядеть и вести себя определенным образом (не связано с половой ориентацией);
  • постгендеризм – социальное движение за полное устранение гендерных различий в человеческом обществе;
  • метросексуал – современный мужчина, которому свойственны женские особенности поведения (стремление выглядеть стильно и ухоженно), взгляды на отношения и отсутствие гендерных стереотипов;
  • ретросексуал – мужчина, отстаивающий стереотипные (традиционные) взгляды на отношения мужчин и женщин.

Чем гендер отличается от пола?

Словом «пол» обозначается биологический пол, который определяет совокупность половых признаков. Биологический пол традиционно считается основным фактором, определяющим физиологические, психологические, поведенческие, социальные и прочие различия между мужчинами и женщинами. При этом многие исследователи считают, что только роль в воспроизводстве потомства является единственным постоянным и неоспоримым различием.

Гендер – это совокупность физических, психологических и поведенческих признаков человека, свойственных определенному полу. При этом часть этих признаков заложена природой, другие же зависят от воспитания, стиля жизни и прочих внешних факторов, влияющих на конкретного человека. Значительную часть этих признаков человек определяет самостоятельно (стиль одежды, причёска, регулярное бритьё, парфюмерия и прочее).

Гендерные стереотипы

Несмотря на то, что борьба с подобными стереотипами ведётся уже несколько десятилетий, их всё ещё существует огромное количество. Некоторые из них незаметно навязывают нам с детства, когда мальчикам предлагают играть с машинками, а девочкам – с куклами. Другие же озвучиваются прямым текстом (наверняка вы слышали в современных фильмах фразы в стиле «Женщина не может быть шеф-поваром!»).

Интересно, что проблема гендерных стереотипов не сильно беспокоит большинство людей, независимо от их пола. Одна из причин этого заключается в том, что большинству людей свойственен конформизм – им нравится жить по существующим правилам, поскольку так удобнее.

Большинство гендерных стереотипов выглядят относительно безобидными, но есть и такие, которые могут серьезно повлиять на качество жизни. Рассмотрим несколько примеров того, как гендерные стереотипы мешают трудоустройству и карьерному продвижению женщин:

  • Многие работодатели предпочитают нанимать на ответственные должности мужчин не потому, что те лучше справляются. Просто они считают, что женщина с большой вероятностью уйдёт в декретный отпуск, проработав год или два.
  • При одинаковых достижениях мужчин повышают чаще (в основном по той же причине).
  • Если мужчину повышают, окружающие воспринимают это как его успех. Если повышают женщину, это часто объясняют тем, что она флиртовала с начальником или даже состоит с ним в тайных отношениях.
  • Когда новый человек знакомится с несколькими представителями компании, он всегда считает, что главным является мужчина (этот стереотип часто обыгрывается в фильмах и сериалах).

В современном мире гендерные стереотипы считаются пережитком прошлого, мешающим строить полноценные счастливые отношения. Ссоры, непонимания и стремление выяснить, кто в семье главный, способны испортить любые отношения, как бы красиво и романтично они ни начинались. Отказ от стереотипов позволяет повысить уровень взаимного уважения и доброжелательности, благодаря чему удаётся сохранить душевную близость в отношениях.

Гендерная идентичность

В середине 20-го века американский психолог Джон Мани обнаружил, что у человека присутствует гендерная идентичность – внутреннее ощущение пола, подразумевающее определенные представления о своей внешности, манерах и характере. При этом гендерная идентичность может не соответствовать как биологическому полу, так и сексуальной ориентации.

Традиционно во всём мире общепринятой является бинарная гендерная модель, при которой четко разделены гендерные роли мужчин и женщин. Сегодня на Западе наблюдается постепенный отход от данной модели. Кроме того, набирает популярность движение за то, чтобы увеличить количество гендеров с учетом интересов носителей другой гендерной идентичности. Некоторые страны юридически признают наличие небинарного или третьего гендера и даже позволяют вписать его в документы (в США уже 8 штатов позволяют указать в документах пол «X»).

История термина «гендер»

Это слово существовало в английском всегда и обозначало грамматический род. Современным же пониманием того, что такое гендер, мы обязаны упомянутому выше Джону Мани, который в 1955 году опубликовал работу, посвященную гендерной идентичности людей. Он обнаружил, что даже люди традиционной сексуальной ориентации часто ассоциируют себя с противоположным полом. Слово «гендер» в своих работах он использовал, чтобы разграничить биологический пол человека и его социальную роль.

В 1970-х годах практически во всём мире начался расцвет феминистского движения, и именно тогда слово «гендер» приобрело известность. Сторонники движения использовали этот термин, чтобы подчеркнуть, что значительная часть половых различий не обусловлена природой, а навязана социумом. Разграничение понятий «пол» и «гендер» стало сильным козырем в руках сторонников феминистского движения, позволив поставить под сомнение традиционное восприятие ролей мужчины и женщины.

Заключение

Гендер – это модель поведения человека, соответствующая определенному полу. В большинстве случаев гендер подразумевает соблюдение определенных правил, навязываемых традиционным обществом. Человек должен вести себя определенным образом, «правильно» одеваться, играть определенную роль в семье и обществе, соответствуя гендерным ожиданиям. Интересно, что буквально полвека назад никто не знал о таком значении слова «гендер». Но сегодня данное понятие приобрело мировую известность благодаря обществам и движениям, борющимся за равноправие полов и отказ от гендерных стереотипов.

Источник

Пол и гендер: как не запутаться в понятиях

Форму половых органов определяет природа, а обязанности «настоящих» женщин и мужчин — общество.

Эту статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Что такое пол

Это совокупность биологических характеристик, которые помогают отличить мужскую особь от женской. Не все из них видны невооружённым глазом. Для наиболее точной идентификации лучше использовать совокупность факторов:

  • набор хромосом — XY у мужчин и XX у женщин;
  • гонады — яички у мужчин, яичники у женщин;
  • внутренние половые органы — простата и семенные пузырьки у мужчин, влагалище, матка и маточные трубы у женщин;
  • наружные половые органы — пенис и мошонка у мужчин, клитор и половые губы у женщин;
  • половые гормоны — преобладают андрогены у мужчин и эстрогены у женщин;
  • вторичные половые признаки — тип оволосения, развитие молочных желёз, распределение жировой прослойки и так далее.

Сами по себе эти признаки ещё ничего не гарантируют, так как, например, человек с женскими половыми органами может обладать мужским набором хромосом.

Биологический пол формируется в несколько этапов:

  1. В сперматозоиде, оплодотворившем яйцеклетку, оказывается или X-хромосома, или Y-хромосома. В сочетании с материнской X-хромосомой она обещает появление девочки в первом случае и мальчика во втором.
  2. У каждого зародыша имеется пара половых желёз, которые могут развиться в яички или яичники. Ранее считалось, что по умолчанию формируются женские гонады, при активном участии Y-хромосомы — мужские. Но сейчас учёные изучают особый ген DSS Sex determining gene on the X chromosome short arm: dosage sensitive sex reversal. , который отвечает за формирование яичников, способных производить полноценные яйцеклетки. Сбой на этом этапе приводит к тому, что гонады не развиваются в соответствии с хромосомным набором.
  3. Внутриутробный гормональный фон плода определяет форму внутренних и внешних гениталий. Хрупкое равновесие здесь легко может быть нарушено, например, если беременная принимает некоторые гормональные препараты.
  4. В подростковом возрасте за дело вновь берутся гормоны, которые завершают процесс формирования биологического пола. Появляются очевидные вторичные половые признаки. Девочек ждёт менструация, мальчиков — эякуляция.
Читайте также:  6 5 4 Снятие и установка датчика уровня топлива

Соответственно, биологический пол определяется природой, но путь его формирования сложен и тернист. И набор признаков у человека, которого вы определяете как представителя одного пола, может соответствовать другому полу. А в случае истинного гермафродитизма у людей и вовсе формируется полный набор признаков, свойственных обоим полам.

Что такое гендер

Это социальное понятие, относящееся к характеристикам и поведению, которые культура приписывает полам. Самая простая иллюстрация — набор качеств, который приходит в голову при фразе «настоящий мужчина должен» или «настоящая женщина должна». Для убедительности это обычно подаётся под соусом биологической природы гендерной роли. Но исследователи это опровергают Beyond Difference: A Biologist’s Perspective .

Процесс гендерной социализации начинается ещё до рождения.

Часто родители восторженно рассказывают о младенце, что он ещё сидеть не умеет, а тянется к машинке, потому что «настоящий мужик». Но ребёнок растёт не в социальном вакууме, и это влияет на его поведение.

Пол плода можно выяснить во время УЗИ. И уже с этого момента родители начинают формировать направленные на младенца ожидания. Покупается соответствующая одежда, игрушки. Мальчиков и девочек любого возраста поощряют Parents’ Differential Socialization of Boys and Girls: A Meta-Analysis по-разному: например, первым дарят спортинвентарь и машинки, вторым — мягкие игрушки и платья. Мальчиков чаще наказывают физически.

Формирование гендерных установок не обязательно происходит через запреты, скорее важен образ мышления. Например, поощрение «не бросай спорт, девушки тоже могут играть в баскетбол» говорит о существовании общепринятых правил, при которых это невозможно.

Исследования показывают The family contexts of gender development in childhood and adolescence. , что в последние годы родители начали проявлять больше гибкости в вопросах гендерных стереотипов. Тем не менее стремление к равенству в одних сферах не компенсирует традиционных взглядов в других. Консерватизм чаще свойственен отцам, причём более жёсткую позицию они занимают по отношению к сыновьям.

Гендерная роль

Социальные ожидания в связи с гендерной принадлежностью человека называются гендерной ролью. Во многих культурах существуют довольно жёсткие представления о том, что позволяется делать мужчинам или женщинам, а что недопустимо. На социальную природу этих установок указывает то, что запрещённые действия возможны физически, просто порицаются обществом. Кроме этого, биологический пол не везде Gender Diversity: Crosscultural Variations является решающим при определении гендерной роли.

Клятвенные девы в Албании отказывались от традиционной женской роли, носили мужскую одежду, выполняли мужские обязанности и получали право голоса в управлении общиной. У индейцев в Северной Америке и мужчины, и женщины могли сменить гендер, они назывались бердашами.

Ожидания, предъявляемые к представителям одного пола, могут различаться даже в рамках одной культуры.

Например, женщины-аристократки должны были падать в обморок от чьего-то тяжёлого взгляда, тогда как их менее знатные «коллеги» вынуждены были носить нелёгкие грузы.

Гендерная идентичность

Гендер человека чаще всего совпадает с биологическим полом. Однако гендерная идентичность — самоопределение себя мужчиной или женщиной — не даётся от рождения. Человек может чувствовать себя некомфортно в рамках присвоенного ему гендерного статуса (в том числе из-за жёстких ожиданий общества).

Число вариантов гендерной идентификации назвать сложно. Facebook сейчас предлагает Facebook’s 71 gender options come to UK users пользователям в Великобритании выбирать из 71 позиции.

Как правильно употреблять эти термины

Несмотря на очевидные различия, оба термина — пол и гендер — всё равно употребляются крайне неаккуратно, превращаясь в синонимы. Например, распространённые на Западе вечеринки, на которых будущие родители узнают пол младенца, называются gender reveal party. Хотя, конечно, речь идёт о форме половых органов, которые врач увидел на УЗИ, а вовсе не о соответствии поведения младенца социокультурным требованиям.

Важно помнить, что при разном биологическом старте мужчины и женщины в больших группах не так уж сильно отличаются Men and Women: No Big Difference с точки зрения личности, когнитивных способностей и лидерства.

А индивидуальные различия, например, между двумя мужчинами, могут быть значительно сильнее, чем между конкретными женщиной и мужчиной. Поэтому пора прекратить распределять обязанности по форме половых органов и начинать требовать от каждого по способностям.

Источник



Гендерные установки

данном определении на первый план вынесены важнейшие признаки социальной установки:

1) социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека; 2)

осознанность этих отношений и поведения; 3) эмоциональная значимость объектов для

человека, участие эмоций и переживаний; 4) регулятивная роль социальной установки.

Социальными объектами, на которые направлена социальная установка, могут быть

институты общества и государства, явления, события, группы и личности.

Установки (мнения, оценки, убеждения) человек приобретает через контакты в семье,

социальной группе, школе и т. д. Одни из них становятся центральными, так как образуют

ядро системы убеждений, используемых для понимания общества. Другие становятся

периферическими, так как играют меньшую роль в социальной адаптации. Именно

центральные установки труднее всего поддаются изменению, и именно они составляют

основу для формирования предубеждений в отношении других людей или событий

Гендерные установки можно рассматривать как разновидность социальных установок.

Значимость гендерных установок особенно велика в системе анализа гендерных отношений

на межличностном уровне (Рощин, 2002). Гендерные установки определяют содержание

ролевого поведения партнеров разного пола в различных ситуациях, например на этапе

знакомства и развития эмоциональных отношений между мужчиной и женщиной, в процессе

распределения домашних обязанностей между мужем и женой, в ситуации взаимодействия

отца и матери с детьми и др.

Гендерные установки отражают обобщенные знания о специфике гендерной роли,

эмоциональное отношение (принятие или непринятие) моделей и форм поведения в рамках

этой роли и готовность к демонстрации поведения, соответствующего этой роли. Так, к

примеру, часто на этапе знакомства с девушкой молодой человек играет роль галантного

кавалера, реализуя принятую гендерную установку о том, что мужчина должен ухаживать за

женщиной, чтобы завоевать ее расположение. В ситуации сложившихся супружеских

отношений гендерная установка по поводу того, что хозяйственные обязанности – это

приоритетная сфера деятельности жены, а не мужа, предопределяет традиционный вариант

распределения ролей в семье и т. д. Таким образом, гендерные установки проявляют себя в

характере исполнения субъектом мужской или женской роли (Клецина, 2004).

Социальные ожидания (экспектации), а также правила и требования к исполнению

роли, декларируемые и транслируемые агентами социализации (объективный аспект роли),

усваиваются и интериоризируются личностью и превращаются в гендерные установки,

отражающие субъективную составляющую ролевого поведения. Гендерные установки__опосредованы полодифференцирующими практиками нормативной системы общественного

сознания, которую субъект усваивает и преломляет в своем сознании и поведении. Таким

образом, гендерная установка – готовность вести себя определенным образом в той или иной

роли в соответствии со своим полом.

Структура гендерных установок, как и всех иных установок, включает в себя три

компонента: когнитивный – осознание содержания гендерной роли, аффективный –

эмоциональное отношение к общепринятым требованиям ролевого поведения и конативный,

выполняющий функцию регуляции поведения в рамках гендерной роли.

Особая роль поведенческого компонента в структуре социальной установки позволяет

отличать установку от социальных представлений и стереотипов. Это отличие заключается в

том, что социальная установка регулирует поведение личности. Именно с этим

обстоятельством связан и особый интерес к изучению установок как психологических

структур, определяющих социальное поведение. В социальных установках (например,

политических, профессиональных, религиозных) отражаются особенности социально

принятого, нормативного поведения, характерного для социальной группы. В гендерных

установках отражены распространенные нормы поло-специфичного поведения, т. е.

поведения, характерного для мужчин и женщин как представителей социальных групп.

Гендерным установкам присущи те же функции, что и всем прочим социальным

установкам: инструментальная (приспособительная, адаптивная), эго-защитная, функция

выражения ценностей и функция организации знаний. Гендерные установки формируют

поведение в соответствии с общепринятыми представлениями о маскулинном и

фемининном, позволяют адаптироваться к социуму, избежать осуждения и заслужить

одобрение. Гендерные установки помогают человеку сохранять и утверждать свою

идентичность, дают возможность выразить себя как субъекта определенного пола и носителя

гендерных знаний и представлений.

Можно выделить следующие принципиальные составляющие процесса формирования

гендерных установок (Клецина, 2004).

Во-первых, для формирования установки нужны знания о системе социальных норм,

правил и ожиданий относительно мужского и женского поведения. Без конкретных знаний о

том, как следует себя вести субъекту, исполняющему мужскую или женскую роль,

невозможно формирование гендерной установки, объектом которой являются

Во-вторых, воспринятые знания об ожиданиях относительно мужского или женского

поведения необходимо соотнести со знанием о собственной половой идентичности. Другими

словами, человек должен произвести отбор знаний о социально приемлемом ролевом

поведении мужчины и женщины с учетом своей половой принадлежности («это относится ко

мне, а это меня не касается»).

В-третьих, должна осуществиться интериоризация знаний, отобранных субъектом, то

есть переработка информации, соответствующей половой принадлежности субъекта.

В-четвертых, гендерная установка должна закрепиться на уровне сознания субъекта,

который знает о том, как себя вести в рамках своей гендерной роли, принял эту модель

ролевого поведения и готов демонстрировать соответствующее поведение. Тут уже

Читайте также:  Светофор с дополнительной секцией

представлены все три компонента установки: знание (когнитивный), отношение

(аффективный), поведенческая готовность (конативный).

Процесс формирования социальных установок описан в рамках различных

Необихевиоризм рассматривает социальную установку как непрямую промежуточную

реакцию – гипотетическую конструкцию или переменную между объективным стимулом и

внешней реакцией. По мнению необихевиористов, формирование социальных установок

подчиняется всем законам теории научения. Образование социальной установки во многом схоже с образованием привычек и навыков (Белинская, Тихомандрицкая, 2001).

Теория научения говорит о таких основных механизмах образования гендерных

установок, как подкрепление, наблюдение и подражание. Представители этой теории

считают, что в процессе образования и закрепления гендерных установок все зависит от

родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые

дают родители в ответ на поведение ребенка (положительное – при поведении,

соответствующем полу, и отрицательное – при несоответствующем). Главный принцип

научения полоролевому поведению – это дифференциация половых ролей посредством

наблюдения, вознаграждения, путем прямого или косвенного обусловливания (Репина,

Итак, теория социального научения необихевиористской ориентации подчеркивает

влияние микросреды и социальных норм на формирование гендерных установок,

определяющих полоролевое поведение человека. При этом практически игнорируется

активность самой личности в процессе формирования установок.

Другой подход представляют теории когнитивной ориентации, которые объединяют

общим названием: теории когнитивного соответствия. Все теории когнитивного

соответствия базируются на представлении о том, что люди стремятся к внутренней

согласованности своей когнитивной структуры и, в частности, своих установок (Андреева и др., 2001).

Гендерные установки начинают формироваться только тогда, когда ребенок осознал

свою половую принадлежность и то, что это свойство необратимо, то есть когда уже

произошла половая типизация. На начальных этапах полоролевого развития выделяют три

процесса: 1) ребенок узнает, что существует два пола; 2) ребенок включает себя в одну из

двух категорий; 3) на основе самоопределения ребенок руководит своим поведением,

выбирая и предпочитая те или иные формы.

Согласно когнитивным теориям роль установки, опосредствующей вновь

поступающую информацию, выполняет вся когнитивная структура, которая ассимилирует,

моделирует или блокирует эту информацию. Тем не менее, как пишут Е.П. Белинская и О.А.

Тихомандрицкая (2001), возникает проблема разведения установки и элементов когнитивной

структуры (мнения, убеждения), лишенных важнейшего свойства установки – ее

имманентной способности регулировать поведение, ее динамического аспекта.

Когнитивисты (в частности, Л. Фестингер) объясняют это так: единичная социальная

установка лишена динамического потенциала, который возникает лишь как результат

рассогласования когнитивных компонентов двух установок. Отсюда исходит и идея о

формировании социальных установок в рамках теорий когнитивного соответствия. Человек,

имеющий различные установки, которые не согласуются друг с другом, сам стремится

достичь их более полного согласования. При этом возможны различные варианты:

противоречивая установка может быть полностью заменена новой, согласующейся с

другими, или же в старой установке меняется когнитивный компонент. Причиной

формирования установки может стать также и конфликт между когнитивными элементами

установок и их поведенческими компонентами (Белинская, Тихомандрицкая, 2001).

Таким образом, в когнитивных теориях процесс формирования гендерных установок

ограничен когнитивной структурой субъекта. Этот подход не принимает во внимание

культурные различия и современную тенденцию все большего сближения социальных ролей

мужчин и женщин.

В рамках интеракционизма (чикагская школа символического интеракционизма)

разработан структурный подход, в соответствии с которым социальная установка

представляет собой функцию структуры межличностных отношений (Дэвис, 1972). С точки

зрения структурного подхода большую группу или общность можно рассматривать как

сложную сеть или структуру межличностных чувств, в которой индивиды связаны с другими

установками приязни, неприязни, уважения, ненависти и т. п. Хотя каждый человек обладает

сильными установками лишь по отношению к небольшому числу «других», эти «другие»

связаны с третьими, а те, в свою очередь, – с четвертыми и т. д. Таким образом, всю эту

общность можно представить как «паутину», сеть межличностных чувств или установок.

сеть условно делится на малые группы, связанные позитивными установками ее членов

относительно друг друга и внешне отдаленные от других групп неприязнью или

безразличием (Белинская, Тихомандрицкая, 2001).

Процесс формирования социальных установок заключается в том, что усваиваются

именно те установки, которые присущи симпатичным нам людям из ближайшего окружения.

Личное влияние на установки обратно пропорционально социальной дистанции. Социальные

установки формируются на основе личного опыта индивида, а процессы мотивации играют

гораздо меньшую роль в их возникновении, чем при формировании отношений (Куницына и

др., 2002). Итак, в рамках структурного подхода обосновывается процесс формирования

социальных установок (в том числе – гендерных) путем принятия установок других людей,

при этом социальная установка рассматривается в качестве элемента структуры

межличностных отношений в малой группе.

Подведем итоги. Основными механизмами формирования гендерных установок в

рамках теории социального научения являются положительные и отрицательные

подкрепления, наблюдение, подражание; в рамках теории когнитивного соответствия –

поддержание соответствия между когнитивными элементами; в рамках структурного

подхода – личностно значимое взаимодействие с людьми из ближайшего окружения.

Выделяют два типа гендерных установок: традиционные и эгалитарные (Алешина,

Борисов, 1989; Алешина и др., 1987; Арутюнян, 1987; Гендерный калейдоскоп, 2002;

Здравомыслова, 2003; Каган, 1987; Липовецкий, 2003). В системе традиционных установок

роли мужчин и женщин в межличностном взаимодействии строго дифференцированы,

эгалитарные установки, напротив, не предполагают строгого разделения ролей, в

межполовых отношениях они ориентируют людей на сходные модели поведения.

Наиболее часто внимание исследователей привлекают семейные гендерные установки.

Так, к примеру, в работе Ж. Липовецкого (2003) описываются традиционные гендерные

семейные установки: профессиональная самореализация мужчин, по общему мнению,

выступает на первый план по сравнению с самореализацией женщины; именно женщина

должна оставить службу, если того требует карьера мужа. Профессиональные интересы

женщины не должны стоять выше семейных интересов. Именно женщины должны

заботиться о детях: ухаживать за ними, заниматься их развитием и воспитанием. Когда дети

болеют, именно матери должны обеспечить уход за ними. Широко распространено мнение о

том, что женщинам ни в коем случае не следует работать, если у них есть дети

младенческого возраста. Женщин по-прежнему мысленно помещают по преимуществу в

сферу домашнего хозяйства. Хотя труд для женщин – столь же легитимное занятие, как и для

мужчин, но это не меняет отношение обоих полов к профессиональной деятельности, не

ведет к представлениям о равноправии (Липовецкий, 2003).

В работе Ю.Е. Алешиной и И.Ю. Борисова (1989) представлен перечень параметров, по

которым различаются традиционные и эгалитарные семьи. Среди параметров выделены

следующие традиционные гендерные установки: 1) представление о том, что функции

воспитания детей и поддержания эмоционального климата в семье выполняет женщина; 2)

представление о том, что функции материального обеспечения семьи являются мужскими; 3)

представление о том, что лишь муж вправе отстаивать свои взгляды в ситуации разногласия

супругов, а жена должна подчиняться; 4) терпимость жены к автономии мужа и

нетерпимость мужа к автономии жены.

В соответствии с эгалитарными установками и для мужчин, и для женщин

профессиональная и семейная ориентация одинаково важна и значима. Другими словами,

различные сферы жизни (семья или работа) не закреплены жестко за представителями

определенного пола. В соответствии с эгалитарными гендерными установками домашние

обязанности и воспитание детей не являются прерогативой женщины, не только жена, но и

муж подчиняет свои интересы потребностям и интересам семьи, не только муж, но и жена

несет ответственность за экономическое семейное благополучие.

Если у супругов выражены

эгалитарные семейные установки, в такой семье нет жесткого распределения гендерных

ролей: тут типичен взаимный обмен ролями, как правило, существует гибкий вариант

распределения семейных обязанностей и видов деятельности, решения принимаются

коллегиально, конфликты разрешаются не с позиций силы, а с помощью компромисса.

Эгалитарные установки в большей мере выражены у женщин, чем у мужчин. Уровень

образования мужчин и женщин, их возраст прямо коррелируют с выраженностью

эгалитарных взглядов. Сравнительно молодые и имеющие более высокий уровень

образования мужчины и женщины чаще демонстрируют эгалитарные установки по

сравнению с группой мужчин и женщин, которые старше и уровень образования которых

ниже (Здравомыслова, Арутюнян, 1998; Малышева, 2001; Сафарова и др., 2002).

В систему патриархальных гендерных установок входят: 1) отказ от внесемейной

самореализации женщины в ситуации конфликта между семьей и работой; 2) двойная

мораль. Н.А. Нечаева (1997) раскрывает содержание каждой из установок следующим

Во-первых, носители патриархальных установок склонны негативно относиться к

самореализации женщины в профессиональной деятельности, особенно в ущерб семейным

ценностям. Так, к примеру, женщина отказывается от интересного профессионального

предложения, если для этого требуется, чтобы ребенок жил отдельно (у бабушки): «Лучше я

откажусь от прекрасной возможности, зато ребенок будет со мной»; она готова вообще

оставить работу по специальности и стать домашней хозяйкой, посвятив себя дому и

воспитанию детей; она отказывается от руководящей должности, даже если та ей по плечу,

опасаясь разрушения хороших отношений в семье, потому что муж не хочет, чтобы доходы и

статус жены превышали его собственные.

Во-вторых, патриархальные гендерные установки ведут к двойной морали, то есть к

убеждению, что дозволенное мужчине не является таковым для женщины.

Для системы же эгалитарных гендерных установок характерны: 1) высокая степень

внесемейной самореализации женщины; 2) отказ от двойной морали.

Первое означает, что в ситуации конфликта женщина более склонна выбрать

профессиональную самореализацию, даже если ради этого приходится жертвовать

семейными ценностями. Например, она отвергает роль домашней хозяйки и не соглашается

оставить работу по специальности, несмотря на настойчивые просьбы мужа; она считает, что

если есть возможность добиться успеха, то грех ее упускать; она согласится занять

руководящую должность в фирме и даже пойти на конфликт с мужем из-за этого.

Отказ от двойной морали означает, что люди с такими установками оценивают

поведение и женщин, и мужчин одинаково: то, что позволено мужчине, позволено и

женщине. Например, в ситуации конфликта по поводу проведения досуга супруги поступают

по желанию жены, полагая, что она в такой же мере, как и муж, может проводить свое

Источник