Понятие социальной установки личности установка и поведение

Социальные установки: что это в психологии, функции, виды, структура, примеры из жизни

Как известно, в любом обществе существуют свои ценности. Они формируются исторически и являются общепринятыми. К ним относятся, например, свобода, порядочность, доброта, благородство, честность. Но индивидуальными эти постулаты можно назвать только тогда, когда человек их принимает и следует таким правилам поведения. В психологии это называется социальными установками, об определении и примерах из жизни которых я расскажу в этой статье.

Содержание

История

Понятие возникло после того, как в 1918 году вышло исследование У. Томаса и Ф. Знанецки. Ученые анализировали письма людей, эмигрировавших из Польши в США. Выяснилось, что когда эмигранты ехали в чужое государство, определив для себя, что это временная необходимость для получения заработка, то период их адаптации проходил медленно и, можно сказать, даже болезненно. Им тяжело давалось изучение языка и культуры и они долго не могли ужиться на новом месте.

Но были и те, кто переезжал с мыслью остаться в стране навсегда и начать жизнь заново. И такие личности адаптировались к непривычным условиям гораздо быстрее и продуктивнее.

В результате этих наблюдений исследователи сделали вывод, что каждый индивид осознанно или подсознательно формирует внутреннее отношение к собственному нахождению в США. И именно от него зависит существование и мотивация. Такой феномен получил название «аттитюд».

Но это стало только началом изучения данного вопроса. В 1929 Льюисом Терстоуном были созданы первые способы измерить установки. Он стал утверждать о наличии в ее структуре эмоционального фактора.

Были и противоположные мнения. Например, ученый В. Парк считал, что состояние не подвергается непосредственному наблюдению. Оно имеет латентный характер и складывается посредством получения жизненного опыта.

Помимо этого, было еще множество теорий. Но работа У. Томаса и Ф. Знанецки дала толчок их возникновению и развитию и сделало феномен центральным в психологии.

Понятие социальной установки

Дать определение этому термину – не самая простая задача. Рассуждая в «Капитале» о таком явлении, как «товар», Карл Маркс шутил, что непонятно, с какой стороны за него взяться. Также дела обстоят и с аттитюдом. Пойду от истоков.

С самого начала понятие представляло собой психофизиологическую готовность человеческого организма к реакции на те или иные стремления и стимулы. Такие исследователи, как Л. Ланге, а позже Т. Шуман и Г. Мюллер заметили, что когда индивид делает одно и то же, то у него формируется предрасположенность к реагированию на определенное внешнее событие.

Приблизительно в начале 20-го столетия термин стал использоваться в различных разделах психологии, в частности, глубинной. К. Юнг считал этот феномен основополагающим для того, что раскрыть душевное и психическое состояние, влияющее на конкретные разновидности его поведения.

Но самое простое и понятное определение дали все те же Томас и Знанецкий. По их мнению, социальная установка личности – это такое усвоение определенной общественной ценности, которая, по сути, является ее субъективным осознанием. Другими словами, это общепринятая норма в виде индивидуального существования.

Возьму, к примеру, свободу. Каждый индивид воспринимает и следует ей по-своему. Поэтому и установочное состояние человека по отношению к этому явлению будет персональное.

Поэтому можно сказать о том, что это своеобразная форма взаимосвязи между индивидуумом и социумом. Одновременно она представляет собой и деталь психической структуры отдельного его участника и элемент системы общепринятых ценностей.

Виды установок в психологии

Сюда, в первую очередь, относится стереотип. Это давно устоявшееся и застывшее восприятие происходящих ситуаций. Впервые данный термин ввел У. Липпман. По его мнению, это исторически принятый образец понимания, фильтрации и объяснения полученной информации во время освоения окружающей действительности. Он основывается на предшествующем социальном опыте.

Полезен он в отношении простых событий, контактировать с которыми можно, используя привычные и подтвержденные представления. Но когда от человека требуется творческий подход, или объект изменился со временем, а понимание о нем осталось таким же, то стереотип тормозит процедуру взаимодействия индивида и реальности.

Еще одна разновидность – социализация. Это своеобразное становление личности, когда она усваивает общепринятые модели поведения, общественные правила и нормы, знания и умения, способствующие ее успешной деятельности в обществе. Люди начинают социализироваться с самого рождения и продолжают на протяжении всей жизнедеятельности. Этот тип рассматривается с нескольких ракурсов. А именно, как:

  • Процесс – становление и развитие, происходящее в зависимости от особенностей человека и характера его контактирования с действительностью.
  • Условие – присутствие социума, необходимого для социализации.
  • Проявление – реакция индивидуума на ценности. При этом учитывается его возраст и опыт в совокупности с общественными отношениями.
  • Результат – характеристика личности, как частички общества.

Разделяют и такой вид, как предрассудок. Это мнения или взгляды, которые основаны на искаженных или неточных знаниях. К нему приписывается и эмоциональный компонент. Так, явление предполагает не только неправильное восприятие определенной стороны действительности, но и неадекватные действия, направленные на нее. Самые яркие примеры соц.установок – это расовые или национальные предубеждения.

Признаки

  1. Общественный характер того, с чем взаимосвязано поведение и отношение личности.
  2. Человеческая осознанность подобных проявлений.
  3. Эмоциональный фактор, присутствующий в восприятии и деятельности.
  4. Контроль и регуляция, осуществляемая аттитюдом.

Функции

Феномен выполняет четыре основных роли:

  1. Эгозащитная. Он разрешает внутриличностные конфликты, протекционирует индивидов от неприятных данных о них самих или о вещах, имеющих для них важное значение. Ведь каждый старается мыслить так, чтобы оградиться от нежелательной информации.
  2. Адаптивная или утилитарная. Это приспособительные стремления, способствующие увеличению награды и снижению потерь. Установка оказывает направляющее воздействие личности к объектам, которые могут помочь ему достигнуть желаемого. Например, когда субъект поддерживает те или иные взгляды, он заслуживает одобрение окружающих, принимается в компании. Так как конкретную группу привлекают те, у кого схожие представления.
  3. Выражение ценностей (самореализация). Посредством этой функции индивидуум имеет возможность выразить свое мнение и подстроить под него собственное поведение. Когда он осуществляет поступки в соответствии с аттитюдами, то он самореализуется по отношению к соц.объектам. Этот аспект помогает понять человеку, кто он на самом деле и что из себя представляет.
  4. Организация знаний. Посредством нее личность упорядочивает окружающую действительность в смысловом плане. Она приобретает возможность оценивать информацию из внешнего мира, соотносить ее с мотивами, стремлениями или интересами. Благодаря этому происходит процесс общественного познания.

Формирование социальных установок

Отметим, что их становление является постепенным и порой даже незаметным. Ведь то, что мы обобщили сегодня, через пару недель становится для нас твердым убеждением.

Мыслительная деятельность работает по конкретному алгоритму, разработанному на обобщениях и оценках. Такая программа делает функционирование мозга гораздо легче. Ведь ему не приходится каждый раз, когда человек сталкивается уже со знакомым ему явлением, тратить энергию на его анализ. Так как у него уже присутствует схема, приводящая к быстрым действиям.

Основная характеристика этого феномена состоит в его многогранности. Ведь одновременно он представляет собой умения и навыки, ощущения и эмоции, реакции и стремление поступать определенным образом.

Но аттитюд может не только помогать, но и создавать препятствия. Конечно, с его помощью мы фокусируемся на важных вещах, но в то же время, такие шаблоны могут вывести на неверный путь. Понять, что хорошо, а что нет, а также избавиться от мешающих убеждений я помогу вам на моей личной консультации.

Я уже рассказала о том, как социальные установки связаны с поведением личности и что это такое вообще. Но такое сложное понятие категорически нельзя рассматривать с одного ракурса. Ведь термин существует в разных направлениях психологии. О чем и стоит упомянуть.

Бихевиористский подход

Бихевиоризм подразумевает, что поступки индивида зависят от воздействия внешней среды. Индивидуум – это всего лишь комплекс поведенческих реакций (действий, помогающих избежать или, наоборот, приспособиться к реальности). А все, что не принадлежит к материальности – мысли, эмоции, сознание – не может быть изучено и применяться для корректирования поведения. Реальным считается только то, как человек реагирует на определенные ситуации и мотивы.

В связи с этим аттитюд в этом течении представляет собой промежуточную категорию между объективным стимулом (любым влиянием действительности на организм) и окружающим миром. На его формирование люди практически не влияют. Оно происходит благодаря:

  1. Позитивному подкреплению – когда поступки вознаграждаются, появляется установка.
  2. Наблюдению. Личность смотрит на других и анализирует последствия их действий.
  3. Становление связи между стимулированием и существующими социальными факторами.

Когнитивный подход

Он сложился на основе нескольких теорий (диссонанса по Л.Фестингеру, конгруэнтности по Ч. Осгуду и П. Танненбауму и коммуникативных актов по Т. Ньюкому). Но обобщает их одно – это желание человека прийти к внутреннему согласию.

Если говорить более простыми словами, то возникновение таких аттитюдов основано на том, что индивид желает решить свои личностные противоречия, возникшие ввиду несогласованности ценностей между собой.

Читайте также:  Выключатели одноклавишные Legrand в Москве

Мотивационный

Последователи этого способа категорически отрицают бихевиористский метод и считают, что личность – это ни в коем случае не пассивный, а наоборот, активный участник. Ведь она способна формировать, изменять и модифицировать собственные взгляды и поступки. А совершается это путем взвешивания всех аспектов «за» и «против».

Выделю две теории по реализации аттитюдов:

  1. Ожидаемые преимущества – индивидуум оценивает максимальную выгоду от того, примет он или нет новую ценность.
  2. Когнитивное реагирование – происходит в связи с положительной или отрицательной реакцией.

Генетический подход

Сторонники этой категории объясняют формирование установок, с точки зрения генетики, а именно:

  • способности интеллекта;
  • врожденных черт характера и темперамента;
  • биохимических факторов.

Плюс ко всему они предполагают существование приобретенных аспектов поведения, но врожденные, по их мнению, гораздо прочнее.

Структурный

В его «фундаменте» заложено представление о том, что аттитюд – это функция системы межличностных взаимоотношений. Личность сравнивает свои взгляды с чужими и старается осознать, как поменять собственные для более продуктивной социализации.

Теория этапов становления по Ж. Годфруа

  1. С рождения и до 12 лет. Действия ребенка соответствуют родительским моделям.
  2. От двенадцати до 20 – мотивы становятся более конкретными, так как индивид усваивает общественные роли.
  3. От двадцати до тридцати. Система кристаллизуется, а на ее основе возникает комплекс убеждений, устойчивый по своей форме.
  4. От 30. Совокупность становится довольно стабильной и фиксированной, а изменить ее уже практически невозможно.

Структура и компоненты социальной установки

В 1942 ученый М. Смит разработал собственное устройство аттитюдов. Сюда входят такие аспекты, как:

  • поведенческий – поступки относительно объекта;
  • аффективный – эмоциональное его оценивание;
  • когнитивный – его осознание.

Все эти факторы взаимосвязаны. Поэтому если один из них изменится, то это определенным образом повлияет и на другие.

Но в 1934 году Ричард Лапьер обнаружил такой феномен, когда человек действует в несоответствии с собственными взглядами. Но вскоре его оспорил Дж. Бем, считающий, что не установка воздействует на решения, а наоборот – деятельность ее формирует.

Уровни

  • простейшая форма – регулирует поведение в быту;
  • социальная;
  • базовая общественная – отношение личности к ее областям жизни (профессия и работа, интересы, семья);
  • инструментальная — принятие и приобщение к комплексу норм, сложившемуся в социуме.

Аттитюд контролирует деятельность на 3 иерархических этапах:

  1. Смысловой – носит общий характер и обусловливает позицию людей к предметам и событиям, имеющим важное для них значение.
  2. Целевой. Определяет относительно устойчивое протекание функционирования и имеет связь с желанием довести выполнение задачи до логического завершения.
  3. Операциональный. Восприятие конкретного явления происходит посредством предыдущего опыта, а также с помощью прогноза возможностей продуктивных поступков и принятия решений при определенных обстоятельствах.

Способность к изменению

Однозначно сказать об этом невозможно, так как до сих пор точно неясно, как они формируются. Конечно, существует множество теорий, и основные из них я описала выше, но к общему выводу ученые так и не пришли.

Если опираться на убеждение, что получить возможно любые навыки, то, пожалуй, можно сказать, что и аттитюды изменчивы. Но чтобы это сделать, необходимо сфокусироваться на уровне более глубоком – ценностей, религиозных и нравственных принципов.

Яркий пример психологической установки: один человек при виде праздничного торта вспоминает о неудачном торжестве, а другой, наоборот, испытывает положительные эмоции, воскрешая в памяти приятный вечер в кругу родных и близких. Но со временем такое восприятие может измениться, и на это окажет огромное влияние будущий опыт.

Помимо этого, личность, пускай даже неосознанно, подражает действиям других. Именно поэтому аттитюды возникают и исчезают регулярно. Но для того чтобы их изменить, понадобится абсолютная осознанность и саморефлексия. Это поможет сменить разрушительные убеждения на более эффективные и разрешить многие внутренние конфликты.

Источник



26. Социальная установка личности, её формирование и изменение

Социальная установка (аттитюд) – это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.

Признаки социальной установки:

1) социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека;

2) осознанность этих отношений и поведения;

3) эмоциональный компонент этих отношений и поведения;

4) регулятивная роль социальной установки.

Функции аттитюда:

1) автомативная – упрощение контроля сознания за деятельностью в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;

2) адаптивная – направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

3) защитная – способствует разрешению внутренних конфликтов личности;

4) когнитивная – установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту;

5) регулятивная – средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения;

6) ригидная – установка затрудняет приспособление к новым ситуациям;

7) стабилизирующая – установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, в изменяющихся ситуациях.

Структура социальной установки:

1) когнитивный, содержащий знание, представление о социальном объекте;

2) аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту;

3) поведенческий, выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту.

Уровни установок:

1) просто установки, регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне;

2) социальные установки;

3) базовые социальные установки, отражающие отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности (профессия, общественная деятельность, увлечения и т. п.);

4) инструментальную функцию, (приобщение индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды).

Установка регулирует деятельность на трех иерархических уровнях:

1) смысловом – установки носят обобщенный характер и определяют отношения личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида;

2) целевом – установки определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности и связаны с конкретными действиями и стремлением человека довести начатое дело до конца;

3) операциональном – установка способствует восприятию и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта субъекта в подобной ситуации, прогнозированию возможностей адекватного и эффективного поведения и принятию решения в конкретной ситуации.

Этапы формирования социальных установок по Ж. Годфруа:

1) до 12 лет установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям;

2) с 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму, что связано с усвоением социальных ролей;

3) от 20 до 30 лет – происходит кристаллизация социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием;

4) от 30 лет – установки отличаются значительной стабильностью, фиксированностью, плохо поддаются изменениям.

Изменения установок преследует цель добавить знание, изменить отношение, взгляды. Оно зависят от новизны информации, индивидуальных особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта. Установки более успешно меняются через изменение отношения, что может быть достигнуто внушением, убеждением родителей, авторитетных личностей, средств массовой информации.

Когнитивисты считают, что на изменение установок влияет появление несоответствия в когнитивной структуре индивида. Бихевиористы придерживаются мнения, что изменение аттитюдов зависит от подкрепления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ЛЕКЦИЯ № 16. Социальная установка. Определение и классификация

ЛЕКЦИЯ № 16. Социальная установка. Определение и классификация 1. Исследования понятия и динамики социальных установок Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, побуждающего личность к деятельности, есть понятие социальной установки.Проблема

48. Формирование личности

48. Формирование личности Формирование личности подростка – процесс сложный и неоднозначный: педагогическое воздействие, как правило, встречается с активным субъектом самовоспитания.В числе первых оказываются внешние образцы взрослости. Подгонка своего внешнего

ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОТЕРАПИИ

ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОТЕРАПИИ Данная статья представляет ряд наиболее важных аспектов крупномасштабного исследования, проведенного в Консультационном центре Чикагского университета в 1950-1954 годах. Оно стало возможным благодаря щедрой поддержке Фонда Рокфеллера и

4.3. Социальная установка

4.3. Социальная установка Социальная установка – одна из основных категорий социальной психологии. Социальная установка призвана объяснить все социальное поведение человека. В английском языке социальной установке соответствует понятие «аттитюд», и ввели его в научный

16. Социальная установка личности

16. Социальная установка личности Одним из важнейших понятий юридической психологии является социальная установка, или аттитюд . В научный обиход термин был введен Томасом и Званецким и определялся ими как состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека

20. Социальная регуляция поведения личности

20. Социальная регуляция поведения личности Под социальным регулированием поведения личности понимают приведение в согласие норм социального поведения личности с нормами общества, в котором эта личность существует. К функциям социальной регуляции относятся:

90. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

90. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В настоящее время существует множество точек зрения по вопросу о том, каким законам подчиняется развитие личности. Эти расхождения вызваны различным пониманием значения общества и социальных групп для развития личности, а также

Раздел III. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Раздел III. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ Основные темы и понятия раздела• Факторы формирования личности.• Движущие силы развития личности.• Культурно-историческая концепция развития личности.• Субъект познания, общения и деятельности.• Личностная

Читайте также:  Особенности комплектации устройства

Формирование личности и открытие «Я»

Формирование личности и открытие «Я» – Ты… кто… такая? – спросила Синяя Гусеница. – Сейчас, право, не знаю, сударыня, – отвечала Алиса. – Я знаю, кем была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась. Льюис Кэрролл Я в своем представлении –

2.4. Социальная зрелость личности

2.4. Социальная зрелость личности Понятия «психическая зрелость» и «социальная зрелость личности» разделяются. Социальная зрелость рассматривается как «устойчивое состояние личности, характеризующееся целостностью, предсказуемостью, социальной направленностью

2.5. Формирование зрелости личности

2.5. Формирование зрелости личности Проходя различные этапы в своем развитии, человек включается в новые и новые отношения с информацией, с людьми, формирует новое, более глубокое понимание жизни и самого себя.Каждый из жизненных этапов фиксирует определенный уровень

Социальная установка

Социальная установка Темперамент циклоидов определяет характер их социальной установки, на что уже было указано. Они имеют потребность высказаться, высмеяться и выплакаться, ближайшим естественным путем стремятся к тому, что приводит их душу в адекватное движение,

Установка и изменение границ

Установка и изменение границ Несмотря на то, что личные границы – понятие чисто психологическое, их вполне можно прочувствовать физически. Психологические границы тесно связаны с ощущением личного пространства – того реального пространства, которое вы

Источник

Понятие о социальных установках. Функции социальных установок в регуляции поведения личности

Социальные установки являются одним из механизмов регуляции поведения человека. Они помогают уяснить, почему именно люди поступают тем или иным образом в определенных ситуациях. Социальные установки человека определяют его существование в макросистеме «в обществе, в определенной культуре и на микроуровне — в конкретной социальной группе, на уровне межличностного взаимодействия. Причем, с одной стороны, сами установки фор­мируются под воздействием социума, с другой — они влияют на социум, определяя отношение к нему людей.

В житейской практике понятие социальной установки используется в значении,, близком понятию отношение (например: Он не пойдет на матч – у него предубеждение против больших сборищ людей. Ей нравятся брюнеты. N — блондин, он не в ее вкусе).

Социальные установки в социальной психологии обозначают субъективные ориентации индивидов как членов групп (или общества) на те или иные ценности, предписывающие индивидам определенные социально принятые способы поведения.

Понятием установка определяется один из самых важных психологических механизмов включения индивида в социальную систему; аттитюд функционирует одновременно и как элемент психологической структуры личности, и как элемент социальной структуры. Разными авторами выделяются четыре ключевые функции (имеющие определенное сход­ство с функциями аттитюда в теории Смита, Брунера и Уайта).

1.Инструментальная (адаптивная, утилитарная) функция: выра­жает приспособительные тенденции поведения человека, способствует увеличению вознаграждения и уменьшению потери. Аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. Кроме того, социальная установка помогает человеку оценить, как другие люди относятся к социальному объекту. Поддержка определенных социальных установок дает возможность человеку заслужить одобрение и быть принятым другими людьми, поскольку их скорее привлекает тот, у кого установки сходны с их собственными. Так, аттитюд может способствовать идентификации человека с группой (позволяет взаимодействовать с людьми, принимая их установки) или приводит его к противопоставлению себя группе (в случае несогласия с социальными установками другихчленов группы).

2. Эгозащитная функция: социальная установка способствует решению внутренних конфликтов личности, защищает людей от неприятной информации о самих себе или о значимых для них соци­альных объектах. Люди часто действуют и думают таким образом,
чтобы оградить себя от неприятной информации. Так, например, чтобы повысить свою собственную значимость или значимость своей груп­пы, человек часто прибегает к формированию негативного аттитюда по отношению к членам аутгруппы.

3. Функция выражения ценностей (функция самореализации): аттитюды дают человеку возможность выразить то, что важно для него, и организовать свое поведение соответствующим образом. Осуществ­ляя определенные действия в соответствии со своими аттитюдами, индивид реализует себя в отношении к социальным объектам. Эта функция помогает человеку самоопределиться, понять, что он собой представляет.

4. Функция организации знаний: основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира. С помощью атти­тюда существует возможность, оценки поступающей из внешнего мира информации и соотнесения ее с существующими у человека мотива­ми, целями, ценностями и интересами. Установка упрощает задачу изучения новой информации. Посредством выполнения этой функ­ции аттитюд включается в процесс социального познания.

Итак, социальные установки задают направление мыслям и действиям людей по отношению к конкретному объекту или ситуации, они помогают человеку устанавливать и поддерживать, социальною идентичность, организуют представления человека об окружающем мире, позволяют ему реализовать себя. Аттитюды, активно задействованы как в процессе регуляции социального поведения, так и в про­цессе социального познания. В целом можно сказать, что аттитюд, выполняя все перечисленные функции, адаптирует человека к окружающей социальной среде и защищает его от негативных воздействий или неопределенности.

Источник

Понятие социальной установки личности установка и поведение

Как известно, в любом обществе существуют свои ценности. Они формируются исторически и являются общепринятыми. К ним относятся, например, свобода, порядочность, доброта, благородство, честность. Но индивидуальными эти постулаты можно назвать только тогда, когда человек их принимает и следует таким правилам поведения. В психологии это называется социальными установками, об определении и примерах из жизни которых я расскажу в этой статье.

Содержание

История

Понятие возникло после того, как в 1918 году вышло исследование У. Томаса и Ф. Знанецки. Ученые анализировали письма людей, эмигрировавших из Польши в США. Выяснилось, что когда эмигранты ехали в чужое государство, определив для себя, что это временная необходимость для получения заработка, то период их адаптации проходил медленно и, можно сказать, даже болезненно. Им тяжело давалось изучение языка и культуры и они долго не могли ужиться на новом месте.

Но были и те, кто переезжал с мыслью остаться в стране навсегда и начать жизнь заново. И такие личности адаптировались к непривычным условиям гораздо быстрее и продуктивнее.

В результате этих наблюдений исследователи сделали вывод, что каждый индивид осознанно или подсознательно формирует внутреннее отношение к собственному нахождению в США. И именно от него зависит существование и мотивация. Такой феномен получил название «аттитюд».

Но это стало только началом изучения данного вопроса. В 1929 Льюисом Терстоуном были созданы первые способы измерить установки. Он стал утверждать о наличии в ее структуре эмоционального фактора.

Были и противоположные мнения. Например, ученый В. Парк считал, что состояние не подвергается непосредственному наблюдению. Оно имеет латентный характер и складывается посредством получения жизненного опыта.

Помимо этого, было еще множество теорий. Но работа У. Томаса и Ф. Знанецки дала толчок их возникновению и развитию и сделало феномен центральным в психологии.

Понятие социальной установки

Дать определение этому термину – не самая простая задача. Рассуждая в «Капитале» о таком явлении, как «товар», Карл Маркс шутил, что непонятно, с какой стороны за него взяться. Также дела обстоят и с аттитюдом. Пойду от истоков.

С самого начала понятие представляло собой психофизиологическую готовность человеческого организма к реакции на те или иные стремления и стимулы. Такие исследователи, как Л. Ланге, а позже Т. Шуман и Г. Мюллер заметили, что когда индивид делает одно и то же, то у него формируется предрасположенность к реагированию на определенное внешнее событие.

Приблизительно в начале 20-го столетия термин стал использоваться в различных разделах психологии, в частности, глубинной. К. Юнг считал этот феномен основополагающим для того, что раскрыть душевное и психическое состояние, влияющее на конкретные разновидности его поведения.

Но самое простое и понятное определение дали все те же Томас и Знанецкий. По их мнению, социальная установка личности – это такое усвоение определенной общественной ценности, которая, по сути, является ее субъективным осознанием. Другими словами, это общепринятая норма в виде индивидуального существования.

Возьму, к примеру, свободу. Каждый индивид воспринимает и следует ей по-своему. Поэтому и установочное состояние человека по отношению к этому явлению будет персональное.

Поэтому можно сказать о том, что это своеобразная форма взаимосвязи между индивидуумом и социумом. Одновременно она представляет собой и деталь психической структуры отдельного его участника и элемент системы общепринятых ценностей.

Виды установок в психологии

Сюда, в первую очередь, относится стереотип. Это давно устоявшееся и застывшее восприятие происходящих ситуаций. Впервые данный термин ввел У. Липпман. По его мнению, это исторически принятый образец понимания, фильтрации и объяснения полученной информации во время освоения окружающей действительности. Он основывается на предшествующем социальном опыте.

Полезен он в отношении простых событий, контактировать с которыми можно, используя привычные и подтвержденные представления. Но когда от человека требуется творческий подход, или объект изменился со временем, а понимание о нем осталось таким же, то стереотип тормозит процедуру взаимодействия индивида и реальности.

Читайте также:  Технология бурения скважины под столбы забора выбор инструмента

Еще одна разновидность – социализация. Это своеобразное становление личности, когда она усваивает общепринятые модели поведения, общественные правила и нормы, знания и умения, способствующие ее успешной деятельности в обществе. Люди начинают социализироваться с самого рождения и продолжают на протяжении всей жизнедеятельности. Этот тип рассматривается с нескольких ракурсов. А именно, как:

  • Процесс – становление и развитие, происходящее в зависимости от особенностей человека и характера его контактирования с действительностью.
  • Условие – присутствие социума, необходимого для социализации.
  • Проявление – реакция индивидуума на ценности. При этом учитывается его возраст и опыт в совокупности с общественными отношениями.
  • Результат – характеристика личности, как частички общества.

Разделяют и такой вид, как предрассудок. Это мнения или взгляды, которые основаны на искаженных или неточных знаниях. К нему приписывается и эмоциональный компонент. Так, явление предполагает не только неправильное восприятие определенной стороны действительности, но и неадекватные действия, направленные на нее. Самые яркие примеры соц.установок – это расовые или национальные предубеждения.

Признаки

  1. Общественный характер того, с чем взаимосвязано поведение и отношение личности.
  2. Человеческая осознанность подобных проявлений.
  3. Эмоциональный фактор, присутствующий в восприятии и деятельности.
  4. Контроль и регуляция, осуществляемая аттитюдом.

Функции

Феномен выполняет четыре основных роли:

  1. Эгозащитная. Он разрешает внутриличностные конфликты, протекционирует индивидов от неприятных данных о них самих или о вещах, имеющих для них важное значение. Ведь каждый старается мыслить так, чтобы оградиться от нежелательной информации.
  2. Адаптивная или утилитарная. Это приспособительные стремления, способствующие увеличению награды и снижению потерь. Установка оказывает направляющее воздействие личности к объектам, которые могут помочь ему достигнуть желаемого. Например, когда субъект поддерживает те или иные взгляды, он заслуживает одобрение окружающих, принимается в компании. Так как конкретную группу привлекают те, у кого схожие представления.
  3. Выражение ценностей (самореализация). Посредством этой функции индивидуум имеет возможность выразить свое мнение и подстроить под него собственное поведение. Когда он осуществляет поступки в соответствии с аттитюдами, то он самореализуется по отношению к соц.объектам. Этот аспект помогает понять человеку, кто он на самом деле и что из себя представляет.
  4. Организация знаний. Посредством нее личность упорядочивает окружающую действительность в смысловом плане. Она приобретает возможность оценивать информацию из внешнего мира, соотносить ее с мотивами, стремлениями или интересами. Благодаря этому происходит процесс общественного познания.

Формирование социальных установок

Отметим, что их становление является постепенным и порой даже незаметным. Ведь то, что мы обобщили сегодня, через пару недель становится для нас твердым убеждением.

Мыслительная деятельность работает по конкретному алгоритму, разработанному на обобщениях и оценках. Такая программа делает функционирование мозга гораздо легче. Ведь ему не приходится каждый раз, когда человек сталкивается уже со знакомым ему явлением, тратить энергию на его анализ. Так как у него уже присутствует схема, приводящая к быстрым действиям.

Основная характеристика этого феномена состоит в его многогранности. Ведь одновременно он представляет собой умения и навыки, ощущения и эмоции, реакции и стремление поступать определенным образом.

Но аттитюд может не только помогать, но и создавать препятствия. Конечно, с его помощью мы фокусируемся на важных вещах, но в то же время, такие шаблоны могут вывести на неверный путь. Понять, что хорошо, а что нет, а также избавиться от мешающих убеждений я помогу вам на моей личной консультации.

Я уже рассказала о том, как социальные установки связаны с поведением личности и что это такое вообще. Но такое сложное понятие категорически нельзя рассматривать с одного ракурса. Ведь термин существует в разных направлениях психологии. О чем и стоит упомянуть.

Бихевиористский подход

Бихевиоризм подразумевает, что поступки индивида зависят от воздействия внешней среды. Индивидуум – это всего лишь комплекс поведенческих реакций (действий, помогающих избежать или, наоборот, приспособиться к реальности). А все, что не принадлежит к материальности – мысли, эмоции, сознание – не может быть изучено и применяться для корректирования поведения. Реальным считается только то, как человек реагирует на определенные ситуации и мотивы.

В связи с этим аттитюд в этом течении представляет собой промежуточную категорию между объективным стимулом (любым влиянием действительности на организм) и окружающим миром. На его формирование люди практически не влияют. Оно происходит благодаря:

  1. Позитивному подкреплению – когда поступки вознаграждаются, появляется установка.
  2. Наблюдению. Личность смотрит на других и анализирует последствия их действий.
  3. Становление связи между стимулированием и существующими социальными факторами.

Когнитивный подход

Он сложился на основе нескольких теорий (диссонанса по Л.Фестингеру, конгруэнтности по Ч. Осгуду и П. Танненбауму и коммуникативных актов по Т. Ньюкому). Но обобщает их одно – это желание человека прийти к внутреннему согласию.

Если говорить более простыми словами, то возникновение таких аттитюдов основано на том, что индивид желает решить свои личностные противоречия, возникшие ввиду несогласованности ценностей между собой.

Мотивационный

Последователи этого способа категорически отрицают бихевиористский метод и считают, что личность – это ни в коем случае не пассивный, а наоборот, активный участник. Ведь она способна формировать, изменять и модифицировать собственные взгляды и поступки. А совершается это путем взвешивания всех аспектов «за» и «против».

Выделю две теории по реализации аттитюдов:

  1. Ожидаемые преимущества – индивидуум оценивает максимальную выгоду от того, примет он или нет новую ценность.
  2. Когнитивное реагирование – происходит в связи с положительной или отрицательной реакцией.

Генетический подход

Сторонники этой категории объясняют формирование установок, с точки зрения генетики, а именно:

  • способности интеллекта;
  • врожденных черт характера и темперамента;
  • биохимических факторов.

Плюс ко всему они предполагают существование приобретенных аспектов поведения, но врожденные, по их мнению, гораздо прочнее.

Структурный

В его «фундаменте» заложено представление о том, что аттитюд – это функция системы межличностных взаимоотношений. Личность сравнивает свои взгляды с чужими и старается осознать, как поменять собственные для более продуктивной социализации.

Теория этапов становления по Ж. Годфруа

  1. С рождения и до 12 лет. Действия ребенка соответствуют родительским моделям.
  2. От двенадцати до 20 – мотивы становятся более конкретными, так как индивид усваивает общественные роли.
  3. От двадцати до тридцати. Система кристаллизуется, а на ее основе возникает комплекс убеждений, устойчивый по своей форме.
  4. От 30. Совокупность становится довольно стабильной и фиксированной, а изменить ее уже практически невозможно.

Структура и компоненты социальной установки

В 1942 ученый М. Смит разработал собственное устройство аттитюдов. Сюда входят такие аспекты, как:

  • поведенческий – поступки относительно объекта;
  • аффективный – эмоциональное его оценивание;
  • когнитивный – его осознание.

Все эти факторы взаимосвязаны. Поэтому если один из них изменится, то это определенным образом повлияет и на другие.

Но в 1934 году Ричард Лапьер обнаружил такой феномен, когда человек действует в несоответствии с собственными взглядами. Но вскоре его оспорил Дж. Бем, считающий, что не установка воздействует на решения, а наоборот – деятельность ее формирует.

Уровни

  • простейшая форма – регулирует поведение в быту;
  • социальная;
  • базовая общественная – отношение личности к ее областям жизни (профессия и работа, интересы, семья);
  • инструментальная — принятие и приобщение к комплексу норм, сложившемуся в социуме.

Аттитюд контролирует деятельность на 3 иерархических этапах:

  1. Смысловой – носит общий характер и обусловливает позицию людей к предметам и событиям, имеющим важное для них значение.
  2. Целевой. Определяет относительно устойчивое протекание функционирования и имеет связь с желанием довести выполнение задачи до логического завершения.
  3. Операциональный. Восприятие конкретного явления происходит посредством предыдущего опыта, а также с помощью прогноза возможностей продуктивных поступков и принятия решений при определенных обстоятельствах.

Способность к изменению

Однозначно сказать об этом невозможно, так как до сих пор точно неясно, как они формируются. Конечно, существует множество теорий, и основные из них я описала выше, но к общему выводу ученые так и не пришли.

Если опираться на убеждение, что получить возможно любые навыки, то, пожалуй, можно сказать, что и аттитюды изменчивы. Но чтобы это сделать, необходимо сфокусироваться на уровне более глубоком – ценностей, религиозных и нравственных принципов.

Яркий пример психологической установки: один человек при виде праздничного торта вспоминает о неудачном торжестве, а другой, наоборот, испытывает положительные эмоции, воскрешая в памяти приятный вечер в кругу родных и близких. Но со временем такое восприятие может измениться, и на это окажет огромное влияние будущий опыт.

Помимо этого, личность, пускай даже неосознанно, подражает действиям других. Именно поэтому аттитюды возникают и исчезают регулярно. Но для того чтобы их изменить, понадобится абсолютная осознанность и саморефлексия. Это поможет сменить разрушительные убеждения на более эффективные и разрешить многие внутренние конфликты.

Источник