Противопожарная установка тепловоза ТЭП70

Противопожарная установка тепловоза ТЭП70

Противопожарное оборудование тепловоза состоит из воздухопенной установки, переносных огнетушителей и системы автоматической пожарной сигнализации для обнаружения пожара и сигнализации об этом звуковыми и световыми сигналами локомотивной бригаде.

Система автоматической сигнализации состоит из пожарных извещателей, реагирующих на повышение температуры в местах их установки, приемной станции и сигнальной аппаратуры. Схема построена на срабатывании извещателей с точностью до ±10°С. Извещатели расположены в дизельном помещении и в высоковольтной камере. Средством сигнализации служат сигнальные лампы, указывающие на место пожара. Одновременно с загоранием сигнальной лампы включается звуковой сигнал, в качестве которого используется зуммер боксования.

Противопожарная установка (рис. 1) состоит из резервуара 2 для огнегасящей жидкости, генератора высокократной пены 7 с гибкими шлангами 10, кранов на воздушном и гидравлическом трубопроводах 8 и 9 и других элементов. Гибкие шланги 10 с генераторами (смесителями пены) уложены в ящики 4, расположенные в каждом тамбуре.

Рис. 1 Расположение противопожарной установки на тепловозе:

1 — горловина заправочная; 2 — резервуар; 3 — край спускной; 4 — ящик; 5 — кран для продувки; 6 — кран разобщительный; 7 — генератор высокократной пены; 8, 9 — трубопроводы; 10 — шланги гибкие.

Установка имеет два поста, действующих при пожаре раздельно или одновременно.

Техническая характеристика противопожарной установки

  • Тип установки: — Воздушнопенная с генераторами высокократной пены
  • Количество постов управления: — 2
  • Объем резервуара для огнегасящей жидкости, л: — 290
  • Состав огнегасительного раствора по компонентам, л:
    • Пенообразователь ПО-1 — 11,6
    • Вода — 270

    Пуск и эксплуатация противопожарной установки

    Пуск установки (рис. 2) осуществляют одним из разобщительных кранов 2. Открытием одного или двух кранов можно производить тушение огня одновременно с двух постов. При открытии разобщительного крана воздух из главных воздушных резервуаров тормозной системы поступает в резервуар 9 и генераторы пены 1. Под давлением воздуха 8,5 кгс/см2 раствор поступает по трубопроводам и шлангам в генератор, где образуется пена, струя которой направляется на горящие предметы. Пена по своему составу безвредна и не оказывает никакого воздействия на одежду и кожу человека.

    Рис. 2 Схема работы противопожарной установки:

    1 — генератор (смеситель); 2 — кран разобщительный; 3 — шланг; 4 — трубопроводы; 5 — бонка для прохода воздуха; 6 — край для продувки; 7 — горловина; 8 — спускной кран; 9 — резервуар; 10 — питательная магистраль.

    Установку заряжают через горловину резервуара сначала водой, а затем пенообразователем. Для нормальной работы установки в резервуаре при зарядке должно оставаться воздушное пространство. Не допускается попадание в раствор нефтепродуктов. После зарядки установки разобщительные краны и спускной кран 8 пломбируют в закрытом состоянии. При приемке тепловоза бригада обязана убедиться в наличии пломб, а также проверить, закрыты ли краны, за исключением крана продувки воздушной магистрали. Проверить уровень раствора в резервуаре, который должен находиться не ниже нижней риски щупа, установленного в пробке заливочной горловины. В противном случае резервуар необходимо дополнить раствором, а при обнаружении утечки — устранить ее.

    На каждом малом периодическом ремонте тепловоза проверяют наличие раствора пенообразователя в резервуаре, состояние гибких шлангов и соединений, а также состояние сеток и пробковых кранов смесителей. Поврежденные шланги следует заменить, а соединение исправить. Ручки смесителя должны быть в закрытом положении.

    На каждом большом периодическом ремонте проверяют работу установки с определением кратности выхода пены. Для этого открывают разобщительные краны, повертывают ручку смесителя до упора и рабочее положение и заполняют любую емкость пеной. После отстоя замеряют объем жидкости. Отношение объема, занимаемого пеной, к объему жидкости является кратностью выхода пены, которая должна быть не менее 80. Если кратность ниже, проверяют состояние сеток смесителя, которые должны быть прочно натянуты и чистыми.

    Установку испытывают с обоих постов. После испытания выпускают из нее полностью раствор, промывают горячей водой, продувают воздухом, затем заправляют резервуары. Во всех случаях слива воды из водяной системы тепловоза (при постановке в запас или ремонт, транспортировке в холодном состоянии и т. п.) необходимо слить раствор, промыть установку также горячей водой и продуть сжатым воздухом.

    При возникновении пожара для приведения в действие противопожарной установки нгобходимо остановить дизель, закрыть комбинированный кран, открыть разобщительные краны, взять смеситель и, направив его на горящие объекты, повернуть на нем ручку до упора. При быстром распространении огня и в случае наличия в головной части поезда наливных и разрядных грузов перекрыть концевые краны, разъединить соединительные рукава, отцепить тепловоз и отъехать на расстояние, обеспечивающее невозможность переброса огня. После ликвидации пожара закрыть разобщительные краны на отработавших установках, привести их в первоначальное состояние а принять меры к выводу состава с перегона согласно ПТЭ.

    Источник

    Средства пожаротушения на тепловозе 2ТЭ10М

    Каждая секция тепловоза оборудована установкой пенного пожа­ротушения, двумя углекислотными огнетушителями ОУ-5, одним ог­нетушителем ОХПВ-10,ведром, совком и автоматической пожарной сигнализацией.

    Установка пенного пожаротушения предназначена для тушения пожаров, возникающих на тепловозе, а также на других объектах, расположенных в пределах длины шлангов и дальности струи пены установки. Установка состоит из резервуара 5 (рис. 2.28), трубопро-

    Рис. 2.27. Проверка толщины замыкающей части замка

    Оо

    Рис. 2.28. Схема средств пожаротушения:

    1 — огнетушители ОУ-5; 2 — грибок для выпуска воздуха из системы (бонка); 3 — кран сливной; 4 — краны контрольные; 5 — резервуар установки пенного пожаротушения; 6— огнетушитель ОХПВ-10; 7 — шланг рези­нотканевый; 8,9,10,14 — краны разобщительные; 11 — трубопровод пневматический; 12 — трубопровод гид­равлический; 13 — генератор высокократной пены; 75 — кран для обдува холодильной камеры; 16 — ведро; 17— предохранительное кольцо; 18 — кран для пуска или прекращения доступа раствора в генератор пены; 19 — корпус распылителя; 20 — камера вихревая; 21 — коллектор; 22 — диффузор; 23 — пакет сеток; 24

    насадок; 25 — магистраль питательная

    вода с кранами 9 и 10, гибких шлангов 7 и двух генераторов 13 высо­кократной пены, расположенных в передней части секции (в районе левой входной двери) и в задней части (на передней стенке холодиль­ной камеры). Установка пенного пожаротушителя приводится в дей­ствие открытием одного из пусковых кранов 8 или 14 (пост I или пост II). Через открытые пусковые краны воздух из главных воздуш­ных резервуаров по трубопроводу поступает в резервуар 5. При при­ведении в действие установки водный раствор пенообразователя под давлением поступает из резервуара по трубопроводу 12 в генератор пены. Образующуюся струю пены направляют на горящие предме­ты, пена обволакивает их, и горение прекращается. Пена по своему составу безвредна и не оказывает никакого воздействия на кожу и одежду человека.

    В трубопровод, подводящий воздух к резервуару 5, вварена бонка с отверстием диаметром 1 мм, которое предназначено для стравлива­ния воздуха из трубопровода при недостаточной плотности пусково­го крана, а также после опробования системы или использования ус­тановки при тушении пожара. Для предотвращения попадания пены в воздухопровод на трубе подвода воздуха к резервуару устанавлива­ется предохранительное кольцо 17 из фольги толщиной 0,018 мм, которое подлежит замене после каждого случая пользования уста­новкой.

    Генератор высокократной пены 13 предназначен для образования огнегасящей пены и направленной подачи ее в район очага пожара. Водный раствор пенообразователя через разобщительный пробковый кран 18 попадает во внутреннюю полость а корпуса центробежного распылителя 19 и через тангенциальные прорези б проходит внутрь вихревой камеры 20. Из вихревой камеры раствор выходит через со­пловое отверстие диаметром 8,4 мм в виде резко расширяющейся рас­пыленной струи, которая врывается через коллектор 21 в диффузор 22 корпуса генератора пены, увлекая за собой воздух из атмосферы.

    Образование пены происходит путем выдувания через ячейки сет­ки пенных пузырьков, образующихся из водного раствора пенообра­зователя. Насадок 24 служит для придания направления струе, а кран 18 — для приведения генератора пены в действие или прекра­щения его работы.

    Вовремя текущих ремонтов проверяют качество пенообразова-ния. Для этого генератор пены направляют в какую-нибудь емкость, открывают один из пусковых кранов, а затем — кран на генераторе пены. После того как емкость будет заполнена пеной, ее закрывают крышкой и дают пене отстояться. Замеряют объем жидкости, полу­чившийся после отстоя, и частное от деления объема использован­ной емкости на объем жидкости и будет кратностью выхода пены. Кратность не должна быть менее 70.

    После проведения испытания оставшийся раствор полностью сли­вают, а установку промывают горячей водой и продувают воздухом, после чего заправляют резервуар новым раствором.

    При кратности выхода пены меньше 70 необходимо проверить со­стояние пакета сеток генератора пены. Сетки должны быть туго на­тянуты, а их ячейки — чистыми. Осматривают центробежный рас­пылитель и проверяют соосность его соплового отверстия с диффу­зором корпуса генератора.

    При возникновении пожара локомотивная бригада обязана немед­ленно остановить дизель горящей секции и остановить поезд. Для тушения пожара открывают любой из пусковых кранов установки, берут генератор пены, расправляют шланги и, направив генератор пены на горящий объект, открывают кран генератора.

    Пожарная сигнализация

    Автоматическая противопожарная сигнализация на двух теплово­зах идентична. Она предназначена для обнаружения возгорания на тепловозе и оповещения об этом световыми и звуковыми сигналами. Сигнализация срабатывает при температуре +85 °С.

    В качестве датчиков пожарных извещателей используются термо­резисторы, встроенные в специальный кожух и защищенные от ме­ханических повреждений крышкой с отверстиями. Датчики устанав­ливаются в наиболее опасных в пожарном отношении местах аппа­ратной камеры и дизельного помещения. Питание схемы пожарной сигнализации осуществляется от аккумуляторной батареи через ав­томатический выключатель. Терморезисторы соединяют в две парал­лельные группы, каждая из которых подключена к своему реле.

    При повышении температуры воздуха в дизельном помещении или в аппаратной камере сопротивление соответствующего терморезис-

    тора резко уменьшается; тем самым ток, проходящий по реле, увели­чивается, и реле срабатывает.

    Своими замыкающими контактами оно включает сигнальные лам­пы в обеих кабинах и на сигнальной коробке, а также звуковой сиг­нал. Другими замыкающими контактами реле шунтирует цепь дат­чиков, предохраняя терморезисторы от перегрева.

    Источник

    Противопожарная установка для тепловоза

    III.8. Средства пожаротушения

    На тепловозе установлены средства пожаротушения трех видов: углекислотные огнетушители ОУ-5, огнетушитель ОХВП-10, воздухопенная и газовая противопожарные установки.

    Противопожарная воздухопенная установка (рис. 65) предназначена для тушения пожаров на тепловозе или на соседнем с тепловозом объекте и состоит из резервуара 10 для огнегасящей жидкости, двух генераторов высокократной пены и трубопровода. Трубопровод имеет пневматическую и гидравлическую части. В исходном положении краны 1, 3, 13 должны быть закрыты, кран 12 открыт. После опробования системы или окончания тушения пожара сжатый воздух, заполнивший трубопровод, постепенно выйдет через отверстие дросселя 5. В целях предотвращения попадания пены в воздухопровод на трубах подвода воздуха к резервуару и отвода жидкости устанавливаются предохранительные кольца 15 и 16 из фольги толщиной 0,018 мм, подлежащие замене после каждого случая пользования системой. Для удобства пользования генераторами высокократной пены они соединены с гибкими резинотканевыми шлангами длиной 12 м, позволяющими использовать генератор, размещенный около шахты холодильной камеры, для тушения пожара на соседней секции и тушения обоими генераторами на соседних с тепловозом объектах.

    Для приведения установки в действие нужно открыть один из пусковых кранов 1, взять в руки генератор высокократной пены 2, направить его на горящий объект и открыть кран 3. Время работы установки одним генератором 3,5 мин, двумя генераторами —1,5 мин при кратности выхода пены 70—100. После ликвидации пожара необходимо закрыть пусковые краны 1 и краны 3 на генераторах высокократной пены и уложить генераторы на свои места.

    По прибытии в депо остатки водного раствора пенообразователя удаляют из гидравлической части трубопровода закрытием крана 12 и открытием кранов 1, 3 и 13. Воздух по трубам через рукава и генераторы пены вытеснит всю жидкость из трубопровода. Для полного слива огнегасящей жидкости открывают вентиль 11 и резервуар промывают водой.

    Резервуар противопожарной установки объемом 260 л установлен в районе холодильной камеры на четырех опорах и заправляется через отверстие для щупа водой до уровня метки на щупе. Резервуар сварной конструкции, фосфатированный внутри, сварен из обечайки и двух днищ, обогревается в зимнее время водой, проходящей по нагревателю, изготовленному из нержавеющей трубы. Жидкость из резервуара сливается по сливному трубопроводу наружу тепловоза. Для промывки резервуара имеется люк. Раствор пенообразователя совершенно безвреден и не оказывает никакого действия на металл, одежду и кожу человека.

    Генератор высокократной пены (рис. 66) образует пену, по объему превосходящую в 70—100 раз объем водного раствора пенообразова­теля. При приведении в действие противопожарной установки водный раствор пенообразователя подходит к генератору и пройдя ниппель 14 и кран 12, попадает в полость, образованную соединительной гайкой 9 и корпусом распылителя 6, затем через тангенциальные прорези проходит внутрь вихревой камеры 7. В вихревой камере раствор закручивается и выходит из соплового отверстия в виде резко расширяющейся распыленной струи. Распыленная струя раствора проходит через коллектор 4 в диффузор 3 корпуса генератора пены. При этом она увлекает за собой воздух из атмосферы. Поток воздуха и капли мелкораспыленного раствора попадают на кассету 2 (пакет сеток). Образование пены происходит выдавливанием через ячейки сетки мелких пузырьков, образующихся из водного раствора пенообразователя, который в смеси с воздухом в виде пленки покрывает поверхность сетки. Насадок 1 придает форму и направление струи выходящей пены. Пена изолирует горящие предметы от окружающей воздушной среды, содержащей кислород, необходимый для поддержания процесса горения, кроме того, отнимает тепло от горящих предметов и этим снижает интенсивность процесса горения.

    Качество пенообразования проверяют при давлении воздуха 0,75 МПа (7,5 кгс/см 2 ) по кратности выхода пены. Для определения кратности пены после приведения установки в действие и появления устойчивой струи заполняется какая-нибудь емкость. При этом следует избегать направление струи в емкость. Заполненная емкость закрывается крышкой и после отстоя пены измеряют объем жидкости, получившейся в результате отстоя пены. Частное от деления объема пены па объем жидкости будет кратностью пены, которая должна быть 70 — 100. Сетки должны быть плотно натянуты, чисты и их ячейки не должны быть засорены. Затем проверяют состояние центробежного распылителя и соосность его соплового отверстия с диффузором корпуса генератора. Если после этих проверок кратность выхода пены окажется неудовлетворительной, необходимо проверить качество пенообразователя. В качестве пенообразователя применяется состав ОП-1 в количестве 0,016 м 3 на 0,26 м 3 воды, заправляемой в резервуар пеногасительной установки.

    Противопожарная газовая установка предназначена для тушения очагов пожара, возникающих в аппаратных камерах и в шкафу выпря мительной установки тепловоза. Газовая противопожарная установка состоит из следующих узлов:

    огнетушителя авиационного ОС-8МД, установленного вертикально на поперечной стенке тепловоза между аппаратными камерами и дизельным помещением; трубопровода диаметром 14 мм с распылителями, расположенными в аппаратных камерах (правой, левой, центральной и шкафу выпрямительной установки); тумблера ТВ-1-4, предназначенного для приведения в действие установки и расположенного в кабине машиниста между пультом управления и скоростемером.

    Включается газовая противопожарная установка дистанционно через тумблер на пульте управления или вручную поворотом вверх пускового рычага головки затвора огнетушителя.

    Тушение пожара происходит вытеснением воздуха из аппаратных камер и шкафа выпрямительной установки и заполнением их объема огнегасящим составом «3, 5». Эффективность системы снижается при открытых дверях аппаратных камер и выпрямительной установки. При пожаре в одной из камер или выпрямительном шкафу необходимо привести в действие противопожарную газовую установку дистанционно или вручную. Перед пуском системы остановить дизель-генератор и при необходимости принять меры к остановке поезда. При дистанционном пуске нужно сорвать пломбу, открыть крышку на пульте секции, где возник пожар, и включением тумблера привести систему в действие. При ручном пуске после срыва пломбы с рычага головки затвора огнетушителя ОС-8МД повернуть рычаг вверх.

    После пуска системы необходимо плотно закрыть двери в дизельное помещение и кабину машиниста и надеть противогаз. Продукты распада используемого огнегасящего состава «3, 5» являются токсичными и могут вызвать отравление.

    После истечения огнегасящего состава (через 30 с) нужно осмотреть очаг пожара и в случае окончательной его ликвидации открыть окна и двери для проветривания. Проветривание производить до полного исчезновения запаха.

    Источник

    

    Средства пожаротушения на локомотиве, устройство автоматического пожаротушения

    К системам автоматического пожаротушения на локомотивах предъявляются повышенные требования. В их состав должны быть включены системы раннего обнаружения. В основном это аспирационные детекторы дыма. Типичными местами их размещения являются зоны максимального риска: распределительные электрощиты, панели управления, коммутационные шкафы, оборудование, которое встраивается под крышу и подпол локомотива, быстрый доступ к которому затруднен.

    Выбор типа огнетушащего вещества, автоматической системы пожаротушения, регламентируется зоной его применения:

    • в замкнутых пространствах типа коммутационных и электрических шкафов целесообразно использовать инертные газы. В таких местах оптимальные условия для создания необходимой концентрации огнетушащего вещества;
    • в зоне нахождения персонала, а также помещениях, оборудованных вентиляционными каналами, используется системы пенного и тонкодисперсного распыления, для дизельных локомотивов и аэрозольные системы для электровозов;
    • в воздухообменных каналах могут устанавливаться не только детекторы задымления, но и отсекатели дыма, которые относятся к элементам автоматических установок по сдерживанию пожара. Их технические характеристики соответствуют ГОСТ 12.4.009-83 и ГОСТ 12.3.046-91.

    Выбор системы пожаротушения

    Выбираем систему тушения

    Срабатывание САГПТ «Радуга 5 МГ»:

    Исходя из требований, оптимальной системой для пожаротушения на железной дороге является газовая или комбинированная, которая включает в себя два или больше типа огнетушащего вещества. К АУГП на железнодорожном транспорте предъявляют следующие требования:

    • Огнетушащее вещество должно быть пригодно для ликвидации пожара категории А, В, С, согласно ГОСТ 27331-87 «классификация пожаров». Использоваться при ликвидации возгорания:
      • Полимеров и химических материалов, которые могут гореть или тлеть без доступа воздуха;
      • Гидридов металлов;
      • Натриевых, титановых, калиевых и магниевых порошков;
      • автоматические;
      • ручные дистанционные или локальные.

      Состав автоматизированной газовой системы пожаротушения ЭТ «Радуга 5 МГ»

      В качестве пожаротушащего вещества используется хладон 125 и хладон 227. Эти составы высокоэффективны, но не оказывают вредного влияния на электронную аппаратуру и электрические цепи под напряжением. Диапазон рабочих температур составляет -50°С — +60°С. Система поддерживает работоспособность в интервале электрического напряжения от 77 до 164 В. Обнаружение очагов возгорания происходит оптическим (задымление) и температурным способом. При изменении оптической плотности воздуха от 0,05 до 0,2 ДБ/м и/или при достижении температурой критического значения в помещении 70±6°С или при интенсивном росте температуры на 5°С/мин.

      Схема структура САП2 ЭТ «Радуга 5МГ»

      Активация функции пожаротушения на локомотиве может происходить в автоматическом режиме или в ручном из кабины машиниста, где расположен пульт индикации БУИ-1.

      САП2 ЭТ «Радуга 5МГ» состоит из следующих элементов.

      Блок сопряжения БС-2-1 ЭТ

      Блок БС-2-1 ЭТ

      Это устройство является главным управляющим прибором системы. В его функции входит:

      • осуществления связи между однотипными системами до 4 штук;
      • обработка информации поступающей от пожарных извещателей;
      • тестирование шлейфов извещателей и устройств активации газовых модулей на предмет обрыва;
      • ведение электронного журнала событий и запись на энергонезависимую память;
      • переключение на источник аварийного бесперебойного питания в случае отключения основного;
      • в случае поступления сигнала об обнаружении возгорания БС-2-1 ЭТ:
        • включает световое и звуковое извещение. Сирену и информационные таблички «Газ не входи», «Пожар», «Автоматика включена» и другие (см. схему);
        • отключает электровоз от контактной сети;
        • передает сообщение о пожаре через электровозную радиостанцию;

        Блок управления и индикации – БУИ-1

        Блок управления БУИ-1

        Блок управления монтируется в кабине машинистов, он выполняет функции контроля и управления:

        • Формирует и отображает информацию, поступающую от блока сопряжения, для локомотивной бригады;
        • Передает сигнал активации модулей пожаротушения через командное устройство;
        • Передает команду на принудительный опрос шлейфов подключения исполнительных модулей и детекторов системы противопожарной сигнализации;
        • Отключает сирену;
        • Отображает разнообразные сигналы: тест, обрыв шлейфа, короткое замыкание шлейфа, срабатывание датчика, пожар и др.

        Световые табло

        Индикационное табло

        Предназначены для индикации предупреждений о пожаре.

        Выносной пульт отмены

        Пульт отмены срабатывания системы

        Выносной пульт отмены автоматического срабатывания пожаротушения на локомотиве. Устанавливается в контролируемой зоне на участке с повышенной температурой или возможностью задымления. Отменяет активацию тушения при ложном срабатывании двух детекторов.

        Кроме перечисленных устройств система комплектуется различными исполнительными модулями и средствами пожаротушения на локомотиве:

        • Светозвуковым извещателем;
        • Комбинированным пожарным детектором (температура и задымление) ИПК ТУ; ;
        • Блоком бесперебойного питания; – на него записаны голосовые команды, которые ретранслируются по системе оповещения в случае пожара;
        • Внешний пульт активации пожаротушения.

        Действия локомотивной бригады

        При срабатывании пожарной сигнализации локомотивная бригада обязана:

        • Остановить состав на местности, обеспечивающей свободный подъезд пожарных расчетов;
        • Подать сигнал пожарной тревоги в диспетчерскую;
        • Активизировать систему пожаротушения и принять меры по локализации очага возгорания.

        Видеоинструкция по применению систем пожаротушения на локомотиве:

        Современная система автоматического пожаротушения на транспорте конструктивно довольно сложна, поэтому требует досконального знания и периодической профилактики.

        Источник

        Читайте также:  Распространенные сообщения об ошибках в Microsoft Office 2010 Error Code 1603