Раздел 1 ОСНОВАНИЯ И ПОКРЫТИЯ ИЗ ГРУНТОВ УКРЕПЛЯЕМЫХ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ

Установка бордюрного камня гэсн

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ

III. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТНЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМЫ НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
ГЭСН-27-2001

Часть 27. Автомобильные дороги

Государственные сметные нормативы Государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы (далее — ГЭСН) предназначены для определения потребности в ресурсах (затрат труда рабочих-строителей, машинистов, времени эксплуатации строительных машин и механизмов, материальных ресурсов) при выполнении строительных и специальных строительных работ и для составления на их основе сметных расчетов (смет) на производство указанных работ ресурсным и ресурсно-индексным методами.

ГЭСН являются исходными нормами для разработки других сметных нормативов: единичных расценок федерального, территориального и отраслевого уровней, индивидуальных и укрупненных сметных нормативов.

РАЗРАБОТАНЫ Федеральным центром ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов

Информация об изменениях к настоящему ГЭСН публикуется в ежемесячно издаваемом "Вестнике ценообразования и сметного нормирования", а текст изменений и поправок — в периодически издаваемых "Дополнениях и изменениях" к ГЭСН-2001. Соответствующая информация и уведомление размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (www.fgufccs.ru).

ВНЕСЕНЫ: Изменения ГЭСН 81-02-2001-И1, утвержденные приказом Минрегиона России от 27.02.2010 N 81; Изменения ГЭСН 81-02-2001-И3, утвержденные приказом Минрегиона России от 23.11.2010 N 509; Изменения ГЭСН 81-02-2001-И4, утвержденные приказом Минрегиона России от 13.07.2011 N 339; Изменения ГЭСН 81-02-2001-И5, утвержденные Приказом Минрегиона России от 08.11.2011 N 528; Изменения ГЭСН 81-02-2001-И6, утвержденные приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 631; Изменения ГЭСН 81-02-2001-И7, утвержденные приказом Минрегиона России от 05.05.2012 N 188; Изменения ГЭСН 81-02-2001-И8, утвержденные и введенные в действие приказом Минрегиона России от 29.06.2012 N 262

Изменения ГЭСН 81-02-2001-И1, ГЭСН 81-02-2001-И3, ГЭСН 81-02-2001-И4, ГЭСН 81-02-2001-И5, ГЭСН 81-02-2001-И6, ГЭСН 81-02-2001-И7, ГЭСН 81-02-2001-И8 внесены изготовителем базы данных

Раздел 1. ОСНОВАНИЯ И ПОКРЫТИЯ ИЗ ГРУНТОВ, УКРЕПЛЯЕМЫХ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ

Подраздел 1.1 ОСНОВАНИЯ И ПОКРЫТИЯ ИЗ ГРУНТОВ, УКРЕПЛЯЕМЫХ ОРГАНИЧЕСКИМИ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ

Таблица ГЭСН 27-01-001 Укрепление грунтов однослойных оснований и покрытий толщиной до 20 см

Состав работ:

01. Планировка и прикатка земляного полотна. 02. Распределение грунта. 03. Размельчение грунта с увлажнением. 04. Перемешивание грунта с вяжущими. 05. Разравнивание и профилирование. 06. Укатка. 07. Уход за покрытием.

Измеритель: 1000 м основания или покрытия

Укрепление грунтов однослойных оснований и покрытий толщиной до 20 см смешением с битумом (битумной эмульсией):

Источник

Технологическая карта. Установка бортовых камней на автомобильных дорогах

Когда строятся дороги или выполняется укладка тротуарной плитки под автомобиль практически невозможно обойтись без бордюрного камня. Такой элемент позволяет визуально зонировать пространство и повысить прочностные характеристики покрытия. Далее рассмотрим, как установить дорожный бордюр и расскажем, на что нужно обратить внимание.

  • Как правильно положить тротуарную плитку своими руками

Технология установки бортового камня

Технология установки бордюра подразумевает устройство бетонного основания по песчаной или щебеночной подушке

B ходе работ выполняются следующие технологические операции*

  • отрывка траншеи под установку бортовых камней и уплотнение в нем грунта основания;
  • устройство выравнивающего слоя из песка или фракционного щебня;
  • устройство основания из мелкозернистого бетона (класс В15, М200)
  • установка бортовых камней нa бетонное основание;
  • дополнительная укладка бетонной смеси с боковой нижней части борта;
  • осаждение бортового камня до проектной отметки;
  • заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором с расшивкой;
  • устройство мощения или отсыпка грунта газона с обратной стороны бордюра.

*
Полная информация по установке бортовых камней (нормативы, схемы) содержится в документе: “Технологический регламент на установку бетонных бортовых камней. ТР 1.1-2017. СПбГКУ «Дирекция транспортного строительства». CПбГКУ «Центр комплексного благоустройства», Cанкт-Петербург, 2020 г.

Функциональность дорожного обрамления

Установка разграничителей выполняет сразу нескольких задач.

  • Выделение погонных метров пешеходной зоны, предупреждая выезд автомобилей с дорожного полотна на пешеходные участки, что засчитывается как грубое нарушение правил.
  • Массивные бордюры создают упор для плитки и дорожного полотна, не позволяют всем видам покрытия из тротуарной плитки расползаться.
  • С бордюрным оформлением дорога выглядит аккуратной, законченной и совершенной.

Для изготовления элементов оформления дороги используется природный гранитный камень или бетон. Установка бордюра бетонного по цене выгоднее использования блоков из натурального камня. Бетон прочен и долговечен в работе.

Устройство подстилающего слоя и бетонного основания

Для обозначения продольной линии установки бордюра натягивают шнур. Вдоль этого шнура отрывают траншею прямоугольного сечения с шириной по дну 0,4-0,5 м. Глубина траншеи зависит от проектного положения верха бортового камня (в один уровень с мощением или выше), но должна быть не менее 0,3м.

По дну траншеи устраивают выравнивающий слой из фракционного щебня или песка, который разравнивают и уплотняют.

Фото: Подготовка траншеи

На песчаное основание устанавливаются «легкие» — тротуарные или садовые — бордюры

(марка
БР.100.20.8, БР.50.20.8
), когда они должны быть в один уровень с тротуарным покрытием. Во всех остальных случаях
бортовые камни (дорожные, магистральные) должны устанавливаться на щебеночное основание
.

Для устройства подстилающего слоя применяются

  • пески средние и мелкие II класса (по ГОСТ 8736)
  • пески из отсевов дробления I-го класса по ГОСТ 31324
  • щебень фракции от 20 мм до 40 мм, марки по дробимости не ниже M600, толщиной h=0,10м

Для устройства подстилающего слоя не рекомендуется использовать сухую песчано-цементную смесь

. Так как подстилающий слой не является несущим, то применение вяжущего (цемента) при его устройстве не дает никаких преимуществ. Кроме этого,
использование цемента может являться дополнительным источником высолообразования
— появления белых пятен — на поверхности тротуарной плитки.

Материал подстилающего слоя распределяется по поверхности основания вручную или механизированным способом. При отсыпке подстилающего слоя следует иметь запас по толщине на вибропосадку камней

. Величина этого запаса зависит от формы и размера камней и материала подстилающего слоя. Она устанавливается по месту.
Для песчаного основания запас составляет ≈ 1,0-1,5 см
.

Следует учитывать, что после монтажных работ посадки камней/плитки поверхность тротуарного покрытия должна возвышаться над верхом бортового камня примерно на ≈ 0,5 см как запас на осадку покрытия в ходе эксплуатации.
Рис: Мощение должно быть выше уровня бортовых камней на 3-10 мм:
На подготовленном подстилающем слое устанавливают бетонное основание (при заливке монолитного бетона используют сборно-разборную опалубку из досок) .

Устройство бетонного основания осуществляется вручную, путем укладки и разравнивания мелкозернистого или тяжелого бетона

класса B15 (M200) до отметки низа бортового камня.

Установка формового бордюра для садовых дорожек

Для монтажа бордюрного камня понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • Бетон М100 и цементно-песчаный раствор М50.
  • Мелкий щебень или речной песок для дренажа.
  • Трамбовка (кусок бревна небольшого диаметра или кусок деревянного бруса 100х100 мм).
  • Полипропиленовая или льняная бечевка, металлические или деревянные колышки.
  • Строительный уровень, штыковая и совковая лопата, ведра, шпатель.

Технология установки садового формового бордюра проста, и может быть реализована своими силами без привлечения наемной силы. Далее мы расскажем, как установить садовый бетонный бордюр своими руками.

  • Участок под садовую дорожку планируется. По обеим сторонам участка выкапываются траншеи глубиной 140 мм и шириной 120 мм.
  • Дно траншеи уплотняется трамбовкой, после чего на дно траншеи, толщиной 40 мм насыпается и уплотняется мелкий щебень или речной песок.
  • По верхнему срезу бордюрного камня, на колышки, строго горизонталь натягивается бечевка. Для контроля горизонтальности следует использовать строительный уровень.
  • Ответственный этап – установка бордюрных камней. На щебенку, тонким слоем выкладывается бетонная подушка. Верхний срез камня выставляется по бечевке и дополнительно контролируется по уровню. Далее с зазором 3-4 мм по торцу также на бетонную подушку устанавливается следующий камень и так до конца дорожки.
  • Зазоры между бордюром и траншеей заливаются бетоном, а зазоры между торцами замазываются цементно-песчаным раствором. Бетон трамбуется штыкованием, для замазывания зазоров используется тонкий шпатель.

Через 72 часа после заливки раствора наружный периметр бордюра отсыпается грунтом, после чего можно начинать формирование полотна дорожки.

Схема установки бортового камня

На свежеуложенное бетонное основание устанавливают бортовые камни. Перед установкой торцы бордюров должны быть очищены от грязи

.
По вынесенным отметкам или с помощью нивелира / тахеометра выставляют маячные бортовые камни
. Затем по маячному шнуру, натянутому между забитыми у маячных бортовых камней металлическими штырями нa высоте, соответствующей отметке верхней кромки камней, выставляют остальные бордюры.

Фото: Установка садового бордюра

Бордюры устанавливают лицевой стороной вплотную вдоль натянутого шнура. Каждый камень плотно укладывают в бетонную смесь

, обращая внимание нa плотность прилегания камней и нa ровность внешней и верхней стороны линии борта. При необходимости бортовые камни осаживают ударами ручной трамбовки по доске, уложенной по верху камня. В случае, когда бортовой камень по верху не выровнять, выбирают бетон из-под основания камня. Последующие бортовые камни укладывают по первоначальному камню.

Рис: Схема установки бортового камня:

Проверяют горизонтальность верха установленного бортового камня по нивелиру‚ прямолинейность боковой плоскости по визиркам. Ширина швов между бортовыми камнями не должна превышать 5мм

. По окончанию проверки,
расшиваются швы между бортовыми камнями
.

Швы и стыки между бордюрами должны быть тщательно заделаны, чтобы предотвратить вымывание подстилающего слоя.

Расшиваются швы в два этапа

Читайте также:  Септик под ключ СПб Гатчина Гатчинский район Ленинградская область

: cначала обмазываются со всех сторон цементным раствором сметанообразной консистенции (раствор 1:2) с отверстием сверху, которое затем заполняется более жидким цементным раствором (раствор 1:4).

Ha закругленнных участках бордюры устанавливают так же, как и нa прямых, предварительно произведя разбивку очертания кривой по шаблону, изготовленному из тонкой доски или по шнуру. На закруглениях применяют специальный лекальный (изогнутый) бортовой камень или укороченный бордюр БР 50.20.8

(только для тротуаров и садовых дорожек).
Фото: Использование бордюра БР 50.20.8 для создания радиусной дорожки:
Правильность установки бортовых камней проверяется с помощью рейки и шнура. Бортовые камни должны устойчиво лежать нa бетонном основании

, линия установленных камней должна быть прямой на прямых участках и иметь плавное очертание на участках закругления.

Обратите внимание! Установка бортового камня должна произойти не позже, чем за 3 суток до начала работ мощению (устройства тротуарного покрытия) для того‚ чтобы бетонная обойма и раствор в швах между бордюрами набрали достаточную прочность.
Фото: Работы по установке бордюра для садовой дорожки:

А. Основные материалы

Наименование материалов Количество
на 100 м на сменную захватку длиной 210 м
Бортовые камни марки П6 ( ГОСТ 6665-74), шт. 33,33 70
Цементный раствор 1: 2 М-400, м3 0,024 0,05
Песок, м3 5 86 12 3

Преимущества использования бордюров

Все виды ограничителей обладают исключительной прочностью и долговечностью. В процессе эксплуатации материал не выделяет никаких токсинов, не боится морозов и резких перепадов температур.

берётсяуложить обрамление дорог любого типа по демократичным расценкам. Вес массивных дорожных конструкций доходит до 100 кг, поэтому при монтаже фирма использует специальную лёгкую технику, облегчающую труд рабочих и ускоряющую процесс установки каждого м 2 бордюра.

Ухаживать за дорожным полотном с установленным ограничителем несложно. Работа по уборке грязи и пыли, собирающейся у основания, заключается в обработке плитки струёй воды из шланга или брандспойта поливальной машины.

Современные технологии изготовления бетона позволяют получать продукцию разного цвета. Дорожные ограничители можно использовать с учётом дизайнерского оформления улицы, придавая визуальной целостности общему оформлению пространства.

При проведении ремонта дорожного полотна элементы ограничителей можно не менять, если они сохранили целостность и эстетичность внешнего вида. При необходимости замены отдельных элементов блоки легко удаляются и заменяются на точно такие же, но новые и целые.

Монтаж на песчаное основание

Если грунты на участке не склонны к интенсивному пучению, можно произвести установку бордюра или поребрика непосредственно в песок. Такой способ монтажа подразумевает применение песчаной засыпки. Внизу основание закрепляется при помощи щебеночной подушки. Слой дробленого камня должен составлять не менее 15 см. Далее укладывается 5 см песка. После того как камень установлен, свободные места в полости траншеи засыпаются щебнем до верха. При правильно выбранной глубине засыпки можно не беспокоиться о том, что на протяжении нескольких месяцев бордюрный камень будет сохранять необходимое положение. Однако, рассматривая этот способ монтажа, нужно обязательно помнить о том, что это временная мера, а не полномасштабное решение всех проблем.

Как работает Геокомфорт?

Если вы ищете оптимальные и недорогие способы укрепить уложенную тротуарную плитку, произвести благоустройство и облагораживание участка, достаточно будет просто довериться профессионалам. С нашей помощью вы гарантированно сможете обеспечить себе лучшие условия для сотрудничества. Компания Геокомфорт подразумевает наличие возможностей для обеспечения высокого уровня комфорта при благоустройстве участка. Большой опыт и высокая квалификация специалистов смогут гарантировать достижение оптимального результата вне зависимости от того, какой именно вариант установки будет выбран. Если вы хотите дополнить свой участок необходимыми элементами разграничения, установить бордюры в местах укладки тротуарной плитки, просто свяжитесь с нашими менеджерами и оформите заявку. Мы проведем предварительное обследование, выполним весь необходимый комплекс действий и представим работу с результатом под ключ, без дополнительных усилий и затрат со стороны клиента.
Заказать расчет стоимости

Как производится установка на бетон или пескоцементную смесь?

Процесс монтажа бордюра подразумевает использование широкого перечня материалов для подготовки основания. В частности, в этом качестве довольно успешно выступают пескоцементные смеси или забетонированное покрытие. Процесс монтажа при этом подразумевает надежную фиксацию бордюрного камня в заданном положении без лишних хлопот и затрат. Процедура выполнения работ выглядит следующим образом:

  1. Производится разметка объекта. При помощи колышков и веревки выполняется разграничение территории.
  2. Земляные работы. Выбирается грунт в пределах заданного периметра. Ширина траншеи должна быть такой, чтобы с каждой стороны бордюрного камня оставалось свободное пространство в 10-15 см. Глубина выемки грунта должна оставлять необходимый участок камня над поверхностью. Помимо этого, нужно учесть параметры подушки – 10 см толщины щебня, около 5 см пескоцементного раствора сверху.
  3. Донную часть траншеи подвергают тщательному утрамбовыванию.
  4. В уплотненную траншею (прямо в грунт) укладывается геотекстиль высокой плотности, не менее 160 г/м2. Запас по краям должен полностью перекрывать траншею.
  5. Производится засыпка щебеночной подушки толщиной от 10 до 15 см. Фракция материала должна быть средней или крупной. Засыпка в траншее утрамбовывается.
  6. Готовится смесь из 3 частей песка и 1 части цемента. Вода добавляется в небольшом количестве, для достижения необходимого уровня вязкости материала. Готовый состав укладывается на поверхность песчаной подушки.
  7. В бетонирующую смесь устанавливается подготовленный бордюрный камень в выбранном положении. Вокруг него укладывается густой раствор в качестве замка, для надежного закрепления основания. Высота фиксатора должна достигать 10 см.
  8. После того, как бетон схватится, следует произвести засыпку траншеи гравием. Далее края закрываются геотекстилем, уплотняются, засыпаются грунтом сверху.

Точное следование технологии гарантируется специалистами компании Геокомфорт в полном объеме. Применение этого способа монтажа предотвращает вспучивание грунта, обеспечивает возможность для успешного и эффективного использования смонтированного бордюрного камня в дальнейшем.

Источник

КТП 3.09.2001 Карта трудового процесса. Установка бетонных бортовых камней на основание из готовой бетонной смеси при устройстве дорожного покрытия. (Е-17-43-4а-89)

Достаточно часто в качестве основания для укладываемого покрытия выступает песок или гарцовка. Чтобы уложенная плитка в процессе эксплуатации не расползалась, обязательно производится установка бордюрного камня. Выступая в качестве жесткого короба, он хорошо фиксирует тротуарную плитку в нужном пространственном положении. Если работы решено выполнять своими силами, важно знать не только как уложить отделочный материал, но и как установить бордюр. В этом случае система будет обладать достаточной прочностью и жесткостью и иметь законченный внешний вид.


Бордюр надо выставлять грамотно

Виды бетонных поребриков и бордюров

Бетонные бордюрные камни самые распространенные, есть они разных размеров. Делят их на две категории:

  • Дорожный камень. Более широкий и высокий, часто с арматурой внутри (один-два стальных прута диаметром 12-14 мм). Используется для отделения проезжей и пешеходной части.
  • Бордюрный камень (называют еще поребрик, садовый или тротуарный бордюр). Меньшего размера и веса, без армирования. Обычно отделяют пешеходные дорожки от газонов. Может выдерживать кратковременные наезды легкового автомобиля. При более серьезных и постоянных нагрузках их ставить нежелательно, так как они разрушаются.

Установка бордюров своими руками

Типы бордюрных камней для отделения дорожек

Остальные типы бордюрных камней для отгораживания проезжей части не применяются, так как имеют недостаточный уровень прочности.

Дороги не всегда прямые — есть изгибы. Резкие повороты под углом сделать просто — поставить под нужным углом, а место соединения зафиксировать бетонным раствором. Для плавных поворотов есть радиусные фрагменты с разными радиусами закругления. Их можно использовать для создания ограждения для круглых, овальных клумб.

Укладка бордюра своими руками

Участок или территория, прилегающая к загородному дому, будет иметь очень ухоженный и красивый вид, если для более четкого обозначения границ пешеходных дорожек, клумб и мест посадки деревьев будет осуществлена установка поребрика. Так же, чтобы исключить возможность заезда автомобиля на тротуар или прилегающий к дороге газон, не лишним будет такое ограждение и в случае с проезжей частью.

Однако, наблюдая за работой дорожных рабочих, многие люди, незнакомые с этой технологией, считают, что установка бордюрного камня — дело тяжелое и хлопотное. Это мнение весьма ошибочно, поскольку выполнить такую работу самостоятельно не так уж и сложно.

Важно! Понятие самостоятельной установки бордюра подразумевает выполнение работы с одним или двумя помощниками, что связано с приличным весом рабочего материала.

Размеры

Бордюрные блоки обычно выпускаются длиной 1000 мм, те, которые предназначены для отделения пешеходных дорожек от плодородного грунта — длиной 850 мм. Еще встречаются элементы длиной 500 и 400 мм. Обычно это поребрики для дорожек из тротуарной плитки. Они выпускаются не только по технологии литого бетона, но и по технологии вибропрессования, по которой изготавливается сама тротуарная плитка.

Установка бордюров своими руками

Размеры бывают разными

По высоте бордюрный камень может быть:

  • 300 мм — для отделения тротуара от проезжей части;
  • 200 мм, 180 и 150 мм — для дорожек.

По ширине 200, 180 мм (дорожный камень), 150, 100, 80 мм (бордюрный камень).

Какая технология установки дорожного бордюра является правильной?

При обустройстве тротуаров и автодорог бордюрный камень обычно укладывают на бетонную подготовку. Этот способ хорошо подходит для грунтов, испытывающих сезонные пучения.

  • Перед тем как установить тротуарный бордюр, разбивают с помощью колышков и шнура линию монтажа лицевой стороны бортового камня. Лицевая сторона БР повернута к покрытию. На колышках наносят отметки расположения грунта и бетонного основания. На высоте расположения верхнего края бордюра натягивают шнур. В зависимости от геологических особенностей участка верхний край поребриков может идти параллельно поверхности грунта или под уклоном к ней.
  • Подготовка траншеи под монтаж БР. Глубина ее должна быть такой, чтобы после укладки бордюра его верхний край возвышался над покрытием на 2-3 см. Если поребрик разделяет газон и пешеходную зону, то такое возвышение предотвратит попадание грунта на плитку.
  • Уплотнение грунта основания. Если для уплотнения используется виброплита, то ширина траншеи должна соответствовать ширине плиты. В общем случае ширина траншеи равна ширине БР плюс запас с каждой стороны по несколько сантиметров.
  • На грунт укладывают слой геотекстиля плотностью не менее 160 г/см2. Эта операция не относится к обязательным, но она существенно продлевает срок службы бордюра, предотвращая смешивание грунта и щебня.
Читайте также:  9 14 Установка стреловых самоходных кранов при работе

  • Устройство выравнивающего слоя из щебня (фракция – 20-40 мм), его толщина – примерно 10-15 см. Следует помнить, что после трамбовки толщина щебневого слоя уменьшается примерно на четверть. На участках с низким уровнем грунтовых вод вместо щебня для подсыпки можно использовать крупнофракционный песок.
  • Устройство цементно-песчаной или бетонной подушки толщиной 10 см. Цементно-песчаный раствор готовят из цемента марки М400 (1 часть по массе) и песка (3 части). Для изготовления бетонной смеси компоненты (Ц:П:Щ) берут в следующих пропорциях – 1:2:(2-3). Щебень – мелкофракционный. Цементно-песчаный раствор или бетонную смесь заливают не сразу на всю длину траншеи, а по частям, по мере установки бордюрного камня.
  • Укладка бортового камня в цементно-песчаную подушку, осаждение до нужного уровня, отмеченного шнуром. Для выравнивания верхнего края используется молоток с резиновой насадкой или деревянная киянка. Металлический молоток в этом случае не применяют, поскольку он может повредить поверхность бордюрного камня. Не стоит использовать для выравнивания БР вибрационный инструмент, который тоже может испортить поребрик.
  • Укладка бетона с лицевой нижней части камня и обратная засыпка грунтом с другой стороны. Засыпанный грунт уплотняют.
  • Заливка швов между бордюрными камнями цементным раствором.

Установка бордюра на пескоцементную смесь или бетон

На грунтах, склонных к пучению, устанавливать бордюрный камень нужно на подсыпку из песка и щебня, поверх которой укладывается слой бетона, в него укладывается бордюр. При таком монтаже бордюры стоят годами без проблем. Порядок действий такой:

  • При помощи колышков, установленных в ключевых местах и натянутых между ними шнурков, производят разметку.
  • По сделанной разметке выкапывают траншею. Ширина должна быть такой, чтобы по бокам установленного камня было расстояние 10-15 см с каждой стороны. Глубина выбирается так, чтобы слой утрамбованного щебня на дне был не менее 10 см, сверху — не менее 5 см пескоцементного раствора, а сам бордюрный камень возвышался над поверхностью дорожки не менее чем на несколько сантиметров (сколько конкретно — зависит от вашего желания).

Установка бордюров своими руками

Установка бордюра: схема

Установка бордюров своими руками

Проведение работ по установке бордюров и поребриков

При соблюдении этой технологии установки бордюрного камня вероятность того, что при пучении он сдвинется с места очень низка.

Установка бордюра своими руками Установка бордюра своими руками

Порядок выполнения работ

При установке бордюрного камня применяют один из трех вариантов технологии его укладки: устройство на щебеночное основание, песчано-цементную основу или на бетонную подушку. Способ, который вы решите выбрать, зависит только от вашего желания и требований к долговечности конструкции.

Каждая из этих методик включает в себя следующие этапы работ:

  • подготовительные, состоящие из разметки будущей линии прокладки бордюра и определения глубины его заложения;
  • земляные, в которые входят работы по выравниванию верхнего слоя грунта на площади дорожки и устройству траншей для установки бордюрного камня;
  • устройство основания — в зависимости от выбранного способа установки бордюра;
  • укладка бордюрного камня;
  • закрепление бордюров в траншеях и заделка щелей между ними.

Разметка бордюрной линии осуществляется при помощи шнура, натянутого между забитыми в землю колышками. По результатам разметки вопрос выравнивания поверхности практически снимается.

Глубина траншеи зависит от того способа, которым вы решили устанавливать камни, их размеров и требуемой высоты над уровнем дорожки. Для тротуарных бордюров она, чаще всего, равняется высоте материала плюс 15-20 см.

В случае с дорожным обрамлением — это просто высота камня. На въездах и входах во дворы бордюр нужно класть на большую глубину, которая увеличивается в первом случае на 5-10 см, а во втором — на 10-20 см. Ширина траншеи для установки стандартного тротуарного бордюра равна его ширине с добавлением 5-7 см. Дорожный материал требует ширины в 30-40 см.

Как поставить на песок

Если грунты не склонны к пучению, можно обойтись без бетона. Так поставить можно только поребрики — бордюр для пешеходных дорожек или ограждение для клумбы, цветника. При всем при этом такой способ установки не дает гарантии того, что дорожка не будет разрушена. Технология установки аналогично описанной выше до того места, где надо укладывать бетонный раствор.

Установка бордюров своими руками

Схема установки бордюра с водосточным желобом

Под поребрик укладывается только щебень и хорошо трамбуется. Толщина слоя должна быть не менее 15 см. После того как вставили бордюрный камень по уровню, промежуток между боками камня и стенками траншеи заполняется тем же щебнем и хорошо трамбуется. При таком методе установки, свернуть ограждение можно даже если на него наступить под неудачным углом. Но как временный вариант — на несколько месяцев — такой способ установки подойдет.

Установка камней на подготовленное основание

Во всех трех способах бордюрный камень нужно ставить по шнуру, который натягивают на колышки в верхних и нижних точках в зависимости от уклона продольного профиля дорожки непосредственно перед тем, как установить бордюр. При этом первый камень ставят на край траншеи, вдоль нее.


Необходимо обязательно проверять правильность установки не только по натянутому шнуру, но и строительным уровнем во всех направлениях возможного уклона.

Шнур — это инструмент для простой предварительной установки камня, позволяющий сразу увидеть, как правильно и ровно установить бордюры. Посадка и выравнивание ограждающего материала осуществляется резиновой или деревянной киянкой.

Внимание! При использовании металлических молотков, в месте удара необходимо подкладывать деревянную прокладку, так как установленный бордюрный камень — долговечный, но хрупкий материал и от сильного удара он может расколоться.

Необходимую подрезку камня выполняют при помощи угловой шлифмашины (болгарки) с алмазным кругом по дереву. Не используйте для монтажа тротуарных бордюров вибрационный и пневматический инструмент.

После того, как вы закончили ставить все бордюрные камни, они фиксируются заливаемой с обеих сторон цементным раствором или бетонной смесью с использованием щебня мелкой фракции.

Самостоятельное изготовление

Производство бордюров может осуществляться двумя основными способами:

  • В отдельных формах. Удобен тем, что сделать элементы можно в любом удобном месте, а потом доставить для монтажа. Такие изделия легко ремонтировать, как это было описано в случае с кирпичной окантовкой.
  • По месту монтажа. Ограда заливается непосредственно на требуемом участке. Преимуществом является возможность придания практически любой требуемой формы.

Форма для изготовления бетонных бордюров

Существует несколько решений в изготовлении бордюрных модулей. Первый из них — с использованием П-образного швеллера. Для процесса потребуется:

  • отрезок указанного материала;
  • 2 металлические пластины;
  • металлическая или стеклопластиковая арматура;
  • мастерок;
  • болгарка;
  • песок;
  • цемент;
  • щебень.

Подбирается участок территории с достаточно ровной поверхностью. Это нужно, чтобы в конечном продукте не произошло наплывов. Профиль обрезается до требуемого размера с запасом в 30 мм. Отступив по 10 мм с каждого края, делаются прорези болгаркой. Их ширина должна быть такой, чтобы в середину поместился листовой металл.

Он будет служить заслонками, препятствующими вытеканию раствора. Внутренняя поверхность швеллера шлифуется и зачищается, чтобы она была достаточно ровная без ржавчины. В середину укладывается толстая полиэтиленовая пленка. Она должна лечь с нахлестом на края, чтобы не сползти в процессе. Следующим шагом готовится бетонный раствор.

Для него потребуется соблюсти соотношение 3:1:3 (мелкий щебень или отсев, цемент, песок). Он должен быть не очень жидким. Из арматуры связывается небольшой каркас. Размеры подбираются таким образом, чтобы он полностью был утоплен в раствор. Т.е. каждая его сторона должна быть на 3 см меньше внутреннего пространства швеллера.

Установка бордюра своими руками

Самодельная форма для изготовления бордюров из бетона

Если есть желание получить конструкцию необычной конфигурации, тогда в качестве формы можно использоваться желоб для отлива. Сегодня они изготавливаются различных видов, поэтому подобрать такой, который понравится вам, не составит труда. При выборе стоит обратить внимание на толщину стенки. Ее размер должен быть как можно большим, чтобы выдержать вес бетона.

Если не получилось найти что-то хорошее по прочности, тогда для формы можно будет изготовить специальный упор. Для этого делается небольшой деревянный ящик или просто выкапывается яма соответствующего размера. Края будут упираться в стенки и не расползутся. Заливка осуществляется таким же образом, как описано выше. В качестве армирующей основы можно использовать 1 прут арматуры Ø12 мм или металлическую сетку.

Устройство земляного ящика

Земляной ящик устраивают автогрейдером, на отвале которого монтируют дополнительный профильный нож (рис. 2).

После устройства земляного ящика шириной 0,6 м делают разбивку линии установки бортовых камней: по линии лицевой грани бортовых камней (примыкающей к покрытию дороги) на стыках через 12-15 м забивают металлические штыри под нивелир так, чтобы головки штырей имели проектную отметку верхней грани бортовых камней. По верху штырей натягивают шнур (проволоку).

Рис. 1. Технологическая схема установки бортовых камней:

1 — автогрейдер; 2 — песок; 3 — разложенные камни; 4 — автокран; 5 — установленные бортовые камни

Рис. 2. Приспособление к ножу автогрейдера для рытья земляного ящика:

1 — отвал автогрейдера; 2 — нож; 3 — дополнительный отвал для рытья земляного ящика; 4 — болты М12

По нивелировочным отметкам по рейке зачищают земляной ящик. Глубину ящика контролируют шаблоном от головки штыря и от натянутого шнура.

На обочине в пониженных местах устраивают временные воздушные воронки для отвода дождевой воды.

Источник

Расценки на бордюр в смете

Расценки на бордюр в смете

Расценки в смете на демонтаж бордюрного камня так же, как и расценки в смете на установку бордюров чаще всего являются частью комплекса работ по устройству асфальтового покрытия или по облагораживанию территории того или иного объекта. В связи с этим расценки на указанные виды работ рекомендуется искать в специализированных сборниках на автомобильные дороги или на благоустройство.

Использование расценок в смете на устройство бордюров возможно на основании нескольких сметных нормативных баз. В данной статье будут рассмотрены случаи применения в сметных формах норм из базы ФЕР.

Расценки на устройство бордюрного камня в смете

Расценки на установку бордюров в смете применяются на основании норм из сборника ФЕР27. Указанный сборник объединяет в своем составе множество норм, связанных с устройством автомобильных дорог. При этом следует отметить, что нормами сборника учтено не только создание и обустройство дорог из асфальта, но также и из прочих материалов.

В составе указанного сборника возможно найти несколько вариантов расценок для сметы на устройство бордюра. Одним из вариантов являются нормы из таблицы ФЕР27-02-010. Указанная таблица учитывает устройство бортовых камней из различного материала.

Так, норма под шифром ФЕР27-02-010-01 является расценкой в смете на установку бордюров из бетона при цементобетонных покрытиях, а нормой ФЕР27-02-010-02 можно определить стоимость установки бетонных бортовых камней при других видах покрытий. Нормы 03 и 04 в таблице ФЕР27-02-010 учитывают установку бордюров из природных камней на те же виды покрытий, что и в нормах 01 и 02.

Несмотря на разные типы материалов, используемых в расценках в смете на устройство бордюрных камней, состав работ всех четырех норм в таблице ФЕР27-02-010 идентичный. Прежде всего, состав работ предусматривает устройство бетонного основания. Данная манипуляция должна производиться с попутной установкой и разборкой опалубки и уплотнением.

Далее расценки в смете на установку бордюров из таблицы ФЕР27-02-010 включают в себя собственно установку бортовых камней выбранного типа и их подтеску. Работы по заливке швов и их расшивке также являются частью состава работ норм указанной таблицы. Очистка гранитных бортов входит в завершающий этап состава работ всех норм в ФЕР27-02-010.

Объем работ в указанных выше расценках в смете на устройство бордюров измеряется в 100м. Следует отметить, что ресурсная часть всех норм таблицы ФЕР27-02-010 учитывает большинство материалов, необходимых для корректного производства работ. Однако марка и стоимость самих бортовых камней в нормах не учтена и должна быть внесена в состав локальных смет, локальных ресурсных сметных расчетов и смет по форме №4 отдельно на основании данных из проектной документации.

Установка бордюра

Рисунок 1. Расценка в смете на установку бордюра

Следующей таблицей в сборнике ФЕР27, в которой находятся расценки для сметы на устройство бордюрных камней, является таблица ФЕР27-02-011. В указанной таблице содержится единственная норма на установку бортовых гранитных камней типа ЗГП. Объем работ в норме, как и в нормах предыдущей таблицы, измеряется в 100м. Однако состав работ является более сложным и трудозатратным.

Состав работ расценки в смете на установку бордюров под шифром ФЕР27-02-011-01 включает в себя погрузку материала, его транспортировку до места укладки на расстояние 150м и выгрузку. Далее нормой предусмотрена раскладка камней вдоль линии установки, устройство вручную монтажного слоя из бетона и установка бордюров.

Кроме этого, в состав работ нормы ФЕР27-02-011-01 входит ручная кантовка камней, подбивка бетонной смесью и трамбование. Опиловка и скалывание также являются частью указанной нормы. Омоноличивание швов и приготовление раствора для этого обозначены в норме при завершении работ в расценке в смете на установку бордюров.

Еще одной таблицей, в которой можно подобрать расценку в смете на устройство бордюрного камня, является ФЕР27-02-015. В ней содержится три нормы, которые учитывают установку бортовых камней из монолитного бетона. При этом метод монтажа предусматривает работу бетоноукладчика-планировщика. Разница в нормах заключается в типе участка, на котором производятся работы.

Норма ФЕР27-02-015-01 является расценкой в смете на установку бордюров на комбинированном участке. Норма 02 в таблице учитывает производство работ на прямом участке, а норма ФЕР27-02-015-03 — на радиусном. Единицей измерения работ в таблице ФЕР27-02-015 приняты 10м.

Что касается состава работ расценок в смете на устройство бордюра из таблицы ФЕР27-02-015, то он отличается широким спектром манипуляций. На начальном этапе нормами предусмотрена установка стоек под струну, балансировка и натяжение струны. После этого происходит балансировка бетоноукладчика и выгрузка бетона.

Далее расценками в смете на установку бордюров предусмотрена укладка бетонной смеси и контроль поверхности с исправлением швов. Покрытие готового изделия мастикой, снятие струн и прорезка усадочных швов являются обязательной частью всех трех норм в таблице ФЕР27-02-015. Герметизация швов и поливка камней также входят в состав работ расценок.

Расценки на демонтаж бордюров в смете

Расценки на демонтаж бордюрного камня в смете могут быть обнаружены все в том же сборнике на автомобильные дороги ФЕР27. Нормы для данного вида работ находятся в таблице ФЕР27-03-010. В таблицу включено две нормы.

Первая норма под шифром ФЕР27-03-010-01 является расценкой в смете на демонтаж бордюров на бетонном основании. Норма ФЕР27-03-010-02 предусматривает демонтажные работы камней на щебеночном основании. Объем работ в обеих нормах измеряется в 100м.

Состав работ в расценках в смете на демонтаж бордюрного камня из таблицы ФЕР27-03-010 включает в себя разборку камней вручную, а также сгребание материала, который был получен в результате разборки. Кроме того, оправка в штабеля материала также входит в состав работ обеих норм.

На основании всего написанного выше, можно отметить, что применение расценок в смете на устройство бордюра, а также на его демонтаж, происходит с использованием норм из одного и того же сборника. Однако в данном случае при выборе расценок важно учитывать материал изделия и состав работ.

Источник



Установка бордюрного камня гэсн

Отсортировано по релевантности | Сортировать по дате

Автор: Светлана. недостоверно определены затраты на установку бортового камня БР100.20.8. Понижающие коэффициенты применить на расход бетона и раствора (см. п. 3.8, приложение 27.3 ФЕР 81-02-27-2001). Выполнить корректировку .

Автор: Светлана. недостоверно определены затраты на установку бортового камня БР100.20.8. Понижающие коэффициенты применить на расход бетона и раствора (см. п. 3.8, приложение 27.3 ФЕР 81-02-27-2001). Выполнить корректировку .

. г. «Консультации и разъяснения по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве» Нормами ГЭСН 27-02-010-3 и ГЭСН 27-02-010-4 «Установка бортовых камней природных» Сборника ГЭСН2001-27 «Автомобильные дороги» предусмотрена подтеска боковых граней камней при их установке и доработка .

. оснований: из щебня 100 м3 материала основания (в плотном теле) ТССЦ-408-0015 Щебень из природного камня для строительных работ марка 800 ТЕР27-02-010-02 Установка бортовых камней бетонных: при других видах покрытий 100 м бортового камня 5,2955 ТССЦ-403-8023 Камни бортовые БР 100.20.8 /бетон В22,5 (М300), объем 0,016 м3 ТЕР01-02-061-01 Засыпка .

Автор: Николай. В расценке ФЕР27-02-010-2 "Установка бортовых камней бетонных: при других видах покрытий" на 1 м. п. норма расхода бетона 0,059 м3. Теоретически должно хватить. Если проектом предусмотрен .

Автор: Ирина Иванчикова. ФЕР27-02-010-02 в составе работ Установка бортовых камней с подтеской, заливкой швов и их расшивкой.

Автор: Татьяна. Можно ТЕР 27-02-010-01 Установка бортовых камней бетонных: при цементобетонных покрытиях

Автор: Алекс Алекс. В чем у Вас проблема? Вот расценки: Установка бортовых камней бетонных 27-02-010, Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных крупнозернинистых типа АБ 27-06-020.

Автор: Валерия. Эта расценка на установку бортовых камней, а меня интересует выравнивание основания с помощью песка и щебня. которое делается вручную. ФЕР27-01-002-01 и ФЕР27-01-002-02 в этих расценках .

Автор: Малика. Прошу помощи у добрых людей ))смета прошла с перемноженными коэф в позиции «установка бортовых камней«. Применяла коэф 0,86 и 0,33 и не заметила, что уровень один стоит. В итоге , ошибка на тысяч так 200. Но у меня в смете есть НЗ. Грубая ли .

Источник

Читайте также:  Установка и закрепление деталей и инструмента на настольных токарно винторезных станкахЖурнал Экспозиция Мета