Социальные роли и ролевое поведение Личности

Социальные установки в психологии

Социальная установка — это предрасположенность человека определенным образом что-то воспринимать и действовать каким-то определенным способом.

Говоря другими словами, та или иная установка побуждает человека к деятельности. Социальные установки дают возможность понять, как усвоенный личностью социальный опыт проявляет себя в действиях и поступках этой личности.

По мнению Д. Узнадзе социальные установки являются динамическим состоянием готовности личности к какой-то активности. Он считал, что установки являются показателем возможных направлений деятельности и, зная их, можно прогнозировать действия человека.

Понятие социальной установки на обычном бытовом уровне очень близко к понятию «убеждение». Формирование установок происходит под влиянием других людей, прочными они становятся к 20-30 годам и меняются с большим трудом. Формируются они и на основе личного опыта при часто повторяющихся ситуациях.

Помощь со студенческой работой на тему
Социальные установки в психологии

Установки являются чувствами или убеждениями и оказывают большое влияние на реакции человека. Например, если человек убежден, что ему грозит опасность со стороны другого человека, то понятно, что возникает чувство неприязни, а значит и действия в отношении этого человека будут недружелюбными. Однако думать и чувствовать – это одно, а реальное поведение совсем другое.

Деятельность регулируется установками на трех иерархических уровнях:

  • смысловом,
  • целевом,
  • операциональном.

Смысловой уровень установки определяет отношение личности к объектам, которые для человека имеют личностное значение. Целевые установки связаны с конкретными действиями и желанием человека довести начатое дело до конца. Операциональный уровень установки обуславливает принятие решения в конкретной ситуации.

Социальные установки в западной психологии обозначаются понятием «аттитюд». Впервые это понятие в социальную психологию было введено в 1918 г У. Томасом и Ф. Знанецким. Этот термин определялся специалистами как психологическое переживание индивидом ценности, смысла, значения социального объекта.

Социальным объектом могут выступать отдельные личности, группы, организации, социальные нормы, социальные институты и др.

Аттитюд – это определенное состояние сознания и нервной системы. Это состояние выражает готовность к реакции, оказывает влияние на поведение.

Психологи установили зависимость аттитюда от предшествующего опыта индивида и его регулятивную роль в поведении.

Аттитюды имеют свои функции:

  • адаптивную или приспособительную функцию, при которой аттитюд направляет субъекта к объектам, являющимся целями достижения;
  • функцию знания – упрощенное указание аттитюда относительно способа поведения в отношении конкретного объекта;
  • функцию выражения или функцию саморегуляции – аттитюд выступает как средство выражения себя как личности, освобождение субъекта от внутреннего напряжения;
  • функцию защиты при которой аттитюд помогает личности разрешить внутренний конфликт.

Аттитюд имеет трехкомпонентную структуру, которая была определена в 1942 г. М. Смитом. Структура аттитюда включает когнитивный компонент, аффективный компонент, поведенческий компонент.

Установки и ролевое поведение

Частью процесса социализации личности является освоение социальных ролей, что является обязательным условием для «врастания» индивида в общество.

Социальная роль – это способ поведения людей в зависимости от занимаемого ими положения, соответствующий принятым нормам.

Любой человек за время своей жизни входит в ту или иную социальную группу, где занимает определенное положение и к нему предъявляются определенные ожидания. В каждой группе человек должен вести себя в соответствии с требованиями группы, т.е. выступать в разных ролях.

Социальная роль – это своеобразный устойчивый шаблон поведения для определенного статуса, который отвечает на вопрос – кто этот человек, какие у него права и обязанности.

Положение в обществе определяет только один статус – главный или интегральный.

Когда человек усваивает свою социальную роль, он усваивает и социальный стандарт поведения, и, как бы со стороны, учится оценивать себя, осуществлять самоконтроль. На самосознание человека, на его личность каждая социальная роль накладывает свой отпечаток, для исполнения которой человек мобилизует ресурсы своего организма и психики.

При выполнении роли, не соответствующей индивидуальному «Я», может возникнуть внутриличностный конфликт.

Внутриличностные конфликты могут быть следующие:

  • возможности собственного «Я» ниже возможностей социальной «роли»;
  • социальная роль ниже возможностей «Я» и является для человека недостойной и унизительной

Осваивать ту или иную роль человека побуждают в основном внутренние мотивы, потребности, желания.

Социальные роли, выполняемые человеком в реальной жизни, могут иметь противоречивые требования, а для того, чтобы сохранить целостность своего «Я», возникает необходимость в каком-то механизме.

Этим механизмом является функциональный орган и сама личность, позволяющая интегрировать свое «Я», осуществлять нравственную оценку своих поступков, отказываться от одного в пользу другого. Ролевое поведение развитая личность может использовать как инструмент адаптации к той или иной социальной ситуации.

Социальная роль – это проявление внешнего «Я», а существует ещё внутреннее «Я». Внешнее поведение может быть образцовым, сам человек – законопослушным гражданином, а в своем внутреннем мире это может быть бунтарь.

Исходя из социального статуса и его требований, ролевое поведение человека детерминирует главным образом социальное «Я», демонстративное «Я», также ожидаемое другими, отраженное «Я» и реальное «Я» личности.

Социальные роли, исполняемые человеком, закрепляют у него соответствующие шаблоны поведения, мнения, взгляды, отношения, установки, оказывают большое влияние на стиль речи, одежду, образ жизни.

При изменении социальных ролей может произойти изменение поведения, взглядов, ценностей, установок личности.

Изменение социальных установок

Установки личности в процессе общения, социального взаимодействия могут изменяться. Причина этого заключается в том, что в процессе общения всегда есть элемент влияния на другого человека, есть попытка изменить его установки. Установки образуют систему, они связаны между собой, поэтому быстрого изменения не происходит.

В системе установок есть центральные фокальные установки, и есть периферийные, с небольшим количеством взаимосвязей, вот они то и поддаются более быстрому изменению. Фокальные установки связаны с мировоззрением личности, моральным кредо, а главная центральная установка – это установка к собственному «Я», вокруг которой строится вся система установок. Изменить фокальную установку можно при условии её удаления, что может привести к разрушению всей целостности личности.

Таким образом, изменение центральной установки болезненно и происходит очень редко.

При изменении какой-либо установки возможны такие ситуации:

  • соседние установки меняются по эмоциональному знаку с (+) на (-) и по интенсивности, что возможно для периферийных установок;
  • возможное изменение степени важности, значимости установки;
  • изменение принципа связи между соседними установками.
Читайте также:  ГОСТ 21719 80 Грунты Метод полевого испытания вращательным срезом

Социальные и политические установки отличаются в зависимости от возраста человека – чем старше человек, тем консервативнее его установки.

Изменение и формирование установок происходит в ходе реальной деятельности человека, его вовлечения в ту или иную группу.

Групповое влияние очень сильно и заставляет своих членов отказаться от прежних установок, изолируя, таким образом, человека от общества, что приводит к «социальному коллапсу». Человек теряет способность к критическому мышлению и его единственной реальностью становится жизнь группы.

Мало изменяющиеся социальные установки постепенно перерастают в стереотипы и предрассудки.

Стереотипы являются плодом личного опыта, а предрассудок – это социальная установка с искаженным содержанием её когнитивного компонента.

Источник

Ролевое поведение

​Каждый человек в своей жизни каждый день играет какие-то роли. Некоторым сложно переключаться с роли строгой начальницы в роль нежной и заботливой жены.

Ролевое поведение – социальная функция человека. Это поведение, которое ожидается от личности. Оно обуславливается ее статусом или же позицией в структуре межличностных отношений.

Понятие ролевого поведения включает в себя такую структуру:

  • Модель ролевого поведения со стороны общества.
  • Представления человека о собственном поведении.
  • Реальное поведение человека.

Рассмотрим основные модели ролевого поведения.

Ролевое поведение личности

В мире существует множество социальных ролей. Порой человек может встретиться со сложной ситуацией, в которой его личностная деятельность в одной социальной роли мешает, оказывает трудности в выполнении других ролей. Будучи членом группы, личность подвергается сильному давлению и обстоятельствам, в результате чего может отказаться от своего истинного «я». Когда происходит такая ситуация, внутри человека возникает ролевой конфликт.

Считается, что, когда личность сталкивается с таким видом конфликта, она подвергается психологическому стрессу. Это способно привести к возникновению проблем эмоционального плана, которые будут проявляться при взаимодействии данного человека с другими, а также в возникновении сомнений в принятии решений.

Ролевое поведение в организации

Каждый статус человека на работе предусматривает свои роли. В ролевом наборе каждая роль являет собой общность различных ролей, которые не похожи на другие отношения. К примеру, одной из ролей начальника является роль кормильца. Данная роль незафиксирована никаким уставом в организации. Она является неформальной. Руководителю, словно главе семьи, приписываются обязанности, согласно которым он должен заботиться о пропитании членов своей семьи, то есть подчиненных.

Ролевое поведение в семье

Основным параметром структуры ролевого поведения в семье является то, какой характер преобладает в системе главенства. Это определяет соотношения власти и подчинения. Для того, чтобы в семье не было конфликтных ситуаций, ролевое поведение каждого члена семьи должно соответствовать следующему:

Роли, которые образуют целую систему, не должны противоречить друг другу. Выполнение определенной роли каждым человеком в семье должно удовлетворять потребности всех ее членов. Роли, которые были приняты, обязаны соответствовать личностным возможностям каждого человека. Не должно возникать ролевых конфликтов.

Стоит отметить, что у каждого человека должна быть не одна роль на протяжении долгого времени. Ему необходимы психологические изменения, разнообразия.

Источник

Мир психологии

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Социальные роли и ролевое поведение Личности

Социальные роли и ролевое поведение Личности

Социальные роли и ролевое поведение Личности

Это механизмы социализации. Выделяют понятия социальный статус, роль и ролевое поведение.

Социальный статус – это положение субъекта в системе межличностных отношений, которое определяет его обязанности, права и привилегии. Его устанавливает общество. Социальные взаимоотношения запутаны.

Социальная роль связана со статусом, это нормы поведения человека, занимающего определенный статус.

Ролевое поведение – это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики.

Предложил понятие социальной роли Мид в конце XIX – XX вв. Человек становится Личностью, когда научаются входить в роль другого человека.

Любая роль имеет структуру:

  1. Модель поведения человека со стороны общества.
  2. Система представления человека как он должен вести себя.
  3. Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.

В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт.

1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей, требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти роли хорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.

2. Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутриролевого конфликта очень опасно для Личности.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (Кон). Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной Деятельности Личности. Социальная роль есть «общественно необходимый вид социальной Деятельности и способ поведения Личности» (Буева). Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении, другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе роль не определяет Деятельности и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли».

Социальная дифференциация присуща всем формам существования человека. Поведение Личности объясняется социальным неравенством в обществе. На него влияют:

  • социальное происхождение;
  • этническая принадлежность;
  • уровень образования;
  • должность;
  • проф. принадлежность;
  • власть;
  • доход и богатство;
  • образ жизни и т.д.
Читайте также:  Ремонт дверей у метро Текстильщики

Исполнение роли носит индивидуальный характер. Линтон доказал, что роль имеет социо-культурную обусловленность.

Есть еще определение, что социальная роль – это социальная функция Личности.

Необходимо отметить, что существует несколько точек зрения:

  1. Шебутани – конвенциональная роль. Разводит понятия конвенциональной роли и социальной роли.
  2. Совокупность социальных норм, освоить которые общество побуждает или принуждает.
  • психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;
  • социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические.
  • активные или актуальные – исполняемые в данный момент;
  • латентные (скрытые) – человек потенциально является носителем, но не в данный момент
  • конвенциональные (официальные);
  • стихийные, спонтанные – возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями.

Связь роли и поведения:

Ф. Зимбардо (1971) провел эксперимент (студенты и тюрьма) и установил, что роль сильно влияет на поведение челоека. Феномен поглощения Личности человека ролью. Ролевые предписания формируют поведение человека. Явление деиндивидуализации – поглощение Личности социальной ролью, Личность теряет контроль над своей индивидуальностью (пример – тюремщики).

Ролевое поведение – индивидуальное исполнение социальной роли – общество задает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации Личности, непременное условие «возрастания» Личности в обществе себе подобных. В ролевом поведении могут возникнуть ролевые конфликты: межролевые (человек вынужден выполнять одновременно несколько ролей, иногда противоречивых), внутриролевой (возникают тогда, когда к носителю одной роли предъявляются разные требования со стороны разных социальных групп). Половые роли: мужская, женская. Профессиональные роли: начальник, подчиненный и т.д.

Юнг. Персона – роль (эго, тени, самость). Не слиться с «персоной», чтобы не потерять личностное ядро (самость).

Андреева. Социальная роль – есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Ряд ролей предписан от рождения (быть женой/мужем). Социальная роль всегда имеет некоторый диапазон возможностей для своего исполнителя – «стиль исполнения ролей». Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Личность выступает (является) тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место в жизни. Необходимо использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям.

Источник



Ролевое поведение и установка

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (Кон). Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной Деятельности Личности. Социальная роль есть «общественно необходимый вид социальной Деятельности и способ поведения Личности» (Буева). Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении, другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе роль не определяет Деятельности и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли».

Социальная дифференциация присуща всем формам существования человека. Поведение Личности объясняется социальным неравенством в обществе. На него влияют:

· — доход и богатство;

· — образ жизни и т.д.

Есть еще определение, что социальная роль – это социальная функция Личности.

Разновидности ролей:

· — психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;

· — социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические.

· — активные или актуальные – исполняемые в данный момент;

· — латентные (скрытые) – человек потенциально является носителем, но не в данный момент

· — стихийные, спонтанные – возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями.

Связь роли и поведения:

Ролевое поведение – индивидуальное исполнение социальной роли – общество задает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации Личности, непременное условие «возрастания» Личности в обществе себе подобных. В ролевом поведении могут возникнуть ролевые конфликты: межролевые (человек вынужден выполнять одновременно несколько ролей, иногда противоречивых), внутриролевой (возникают тогда, когда к носителю одной роли предъявляются разные требования со стороны разных социальных групп). Половые роли: мужская, женская. Профессиональные роли: начальник, подчиненный и т.д.

Ролевое поведение Ролевое поведение имеет свою специфику и сложную структуру. Его анализ дал известный американский социальный психолог Г. Оллпорт. Он предлагает следующую схему, выделяя четыре компонента ролевого поведения. 1. Ролевое ожидание связано с предписаниями в социальной системе. Они не зависят от сознания и поведения конкретного индивида и выступают как внешние, более или менее обязательные требования. Они исходят от общества или конкретной социальной группы и означают, какое поведение ожидается от человека, как должна быть выполнена роль, а также насколько поведение данного лица соответствует этим ожиданиям и служит критерием оценки исполнения данной роли (хороший — плохой педагог, врач, студент, отец, мать и т. д.). 2. Понимание своей роли человеком включает осознание им своих функций, прав, обязанностей, связанных с данной ролью. Это показывает, насколько полно усвоил индивид предписания, сложившиеся в общественной структуре. 3. Принятие или непринятие роли. Принятие означает готовность индивида выполнять все предписания в соответствии с ожиданиями общества. Степень принятия может быть различной: от полного слияния с ролью, идентификацией с нею (женщина вся поглощена своим материнством) до отклонения, игнорирования обязанностей, функций, присущих данной роли, отчуждения от нее (студент игнорирует требования преподавателей, не считает нужным посещать занятия и т. д.). 4. Исполнение роли. Это ролевое поведение, конкретные действия, поступки, предписанные ею. Ролевое поведение отличается от других форм деятельности тем, что оно предполагает наличие ролевого партнера и определенный навык социального взаимодействия с ним. Выполняемые человеком роли, каждая в отдельности и все в совокупности, имеют большое значение в формировании и развитии личности. Но наличие той или иной роли само по себе еще не определяет поведения человека. Для этого она должна быть усвоена, интернализована, принята. Интернализованная роль — это внутреннее определение, осознание индивидом своего социального положения и его отношение к нему и вытекающим из него обязанностям. Как будет выполнена роль, зависит от отношения к ней, от индивидуально-психологических особенностей (установок и ориентаций, склонностей, характера, способностей и т. д.), его жизненного опыта.
Читайте также:  Замена проводки на автомобиле Газель

Установка (attitude). Этот термин впервые использовал философ Г. Спенсер, позднее – Н. Н. Ланге, русский психолог. В 1918 г. У. Томас (американец) и Фл. Знанецкий (поляк) определили социальные установки как психическое переживание значения, смысла, ценности социального объекта. В 1928 г. Л. Л. Терстоун совместно с Е. С. Богардусом разработали операциональный подход (измерительные шкалы), в 1931 г. Р. Парк отметил, что аттитюды обладают латентностью: у каждого аттитюда есть бессознательная стадия, на этой стадии поддерживаются одни реакции и затормаживаются другие. В 1935 г. Г. Оллпорт дал классическое определение аттитюда: установка – состояние умственной и нервной готовности, основанное на опыте, направляющее реакции индивида в отношении всех объектов и ситуаций, с которыми она связана. В 1940 г. сформировалось два направления: изучение устойчивости структуры аттитюда и аналитическое направление. В 1950 г. А. Кемпбелл определяет аттитюды как прогнозируемый синдром реакций, последовательных по отношению к ряду социальных объектов. В 50-е годы Дж. С. Брунер, Л. Дж. Постмен подчеркивали творческую роль человека, роль мотивации, ценностей. В 60-е годы Катц определяет установку как предрасположенность индивида к оценке какого-либо опыта или его символа, которая может выражаться как вербальным (мнение, оценка), так и невербальным поведением.

Установка состоит из трех компонентов: описательное знание; отношение; планы, программы поведения. Функции установки: адаптивная, защитная, экспрессивная (выражает индивидуальную значимость культурных ценностей), познавательная и функция координации всей познавательной системы психических процессов.

Занимаясь структурой ценностных ориентации, В. А. Ядов разработал диспозиционную концепцию личности, в которой отдельные установки связываются в определенную уровневую систему диспозиций:

1) элементарные установки (формируются на основе витальных потребностей, в простых ситуациях не осознаваемы);

2) социальные установки (формируются на базе оценки отдельных социальных объектов и ситуаций);

3) базовые социальные установки (определяют общую направленность личности);

4) система ценностных ориентации.

Для измерения установок чаще применяется шкалирование; широко известны шкалы Терстоуна и способы их конструирования. В результате длительного отбора и сортировки большой группой экспертов собранного банка суждений относительно объекта установки оставлено 11 утверждений, которые должны располагаться в качестве шкалы от максимального одобрения до максимального неодобрения. Правила отбора утверждений таковы: утверждения должны быть обращены к настоящему времени, отбрасываются нелестные, они должны содержать не более одной мысли; нельзя использовать слова «все», «никто», «всегда», иностранные слова, имеющие двойной смысл, просто констатирующие, не связанные прямо с объектом, а также те, в которых отражается общее согласие. Измерение установки возможно также по поведению, хотя необходимо учитывать, что поведение и установка часто расходятся по вербальному компоненту, в качестве которого выступает мнение.

Изменение установки обычно имеет цель добавить знания, изменить отношение, показать последствия изменения взглядов, мнений и т. п.

Установки более успешно меняются через изменение отношения, что достигается, например, внушением. Под гипнозом измененные установки принимают вид твердых убеждений. На формирование установки оказывают влияние родители (важно сходство установки родителей и детей по отношению к социально значимым объектам) и авторитетные личности, а также средства массовой коммуникации.

Стереотипы являются одним из видов социальной установки. Знания о людях, накопленные как в личном опыте общения, так и из других источников, обобщаются и закрепляются в сознании людей в виде устойчивых представлений – стереотипов. Они весьма широко используются человеком при оценке людей, ибо упрощают, облегчают процесс познания. Термин «социальный стереотип» введен в социальную психологию У. Липпманом для обозначения предвзятых мнений и представлений. Таким образом, речь идет прежде всего об оценочных стереотипах, а не о поведенческих привычках.

Стереотипы – регуляторы поведения. Наиболее изучены национальные стереотипы. Они фиксируют отношения между этническими группами, являются частью национального самосознания, имеют выраженную связь с национальным характером. Стереотипы – духовное образование, сложившиеся в сознании людей эмоционально окрашенные образы, передающие значения, в которых есть элементы описания, оценки и предписания. По мнению известных исследователей, сумма истинных знаний в стереотипе всегда больше суммы ложных знаний, однако в силу своей большой обобщенности они значительной информации не содержат.

Существуют стереотипы профессиональные, физиогномические (в основе лежит связь черт внешности и личности), этнические и др. Национальный стереотип есть инструмент политики.

Национальный стереотип, обозначая целиком этническую или национальную группу, предполагает наличие определенной черты у всех ее представителей. Это недифференцированное суждение неизбежно содержит в себе – скрыто или явно – определенную как положительную, так и отрицательную оценку.

Имидж – образ, подобие. Имидж наделяет социальное явление (человека, группу, организацию, товар) новыми характеристиками. Имидж – «полуфабрикат», требует домысливания, стимулирует воображение, имеет более регулирующую роль, требует от человека или организации умения «жить на уровне своего имиджа» и, следовательно, имеет достаточную мотивационную и мобилизующую функцию. Он обладает внушающим воздействием и может превратиться в стереотип. Вместе с социальными мотивами имидж направляет и обусловливает все виды социального взаимодействия, в которые вступают индивиды и группы.

Источник